Анархизм в науке: кто такой Пол Фейерабенд и почему он призывал ученых не верить в истинность знаний

Многие научные открытия совершались учеными вопреки главенствующим научным и этическим концепциям.

Будущий нобелевский лауреат Пол Грингард в середине прошлого века доказал, что внутри человеческого мозга происходят не только электрические реакции, но и химические, а китайский генетик Цзянькуй Хэ в 2018 году провел первые эксперименты по редактированию геномов эмбрионов.

«Хайтек» рассказывает об ученых, которые совершали свои исследования вопреки главенствующей научной мысли, а также принципах научного анархизма.

Учеными-анархистами принято называть исследователей, которые либо ведут свои разработки с крайне непопулярной у авторитетного научного или религиозного сообщества стороны, часто граничащей с псевдонаукой, либо проводят эксперименты, находящиеся за гранью этических норм общества.

Как правило, такие исследования оказываются на периферии научной мысли, хотя довольно часто это происходит справедливо. Многие из таких ученых занимаются достаточно странными экспериментами: кто-то пытается математически объяснить природу недоказанной левитации, другие придумывают новую конструкцию колеса или велосипеда.

Анархистская теория познания«эпистемологический анархизм» — релятивистская концепция науки, предложенная американским философом Полом Фейерабендом. В этом подходе он предлагает полностью отказаться от каких-либо универсальных критериев истинности знания, от навязывания этих критериев государством или обществом.

В своей книге «Против метода» Фейерабенд пишет, что эти критерии создают препятствие для свободного развития науки, поскольку каждый ученый может развивать идею, даже если она кажется ему абсурдной или устаревшей. При этом каждый зритель или слушатель может сам выбирать, с какой теорией соглашаться, каких придерживаться взглядов, даже если они противоречат друг другу.

В качестве примера Фейерабенд приводит фигуру Ньютона. Общество часто называет науку и религию полными противоположностями, однако Ньютон в своих научных исследованиях вдохновлялся именно идеей Бога и религиозными космогониями. По сути, божественное послужило началом научного, однако этого бы не произошло, если бы ученый не пошел против главенствующей тогда научной парадигмы.

Пол Фейерабенд

Пол Фейерабенд родился после Первой мировой войны в Вене, а когда после 1938 года Австрия стала частью Третьего рейха, он, как и его родители, стал сторонником нацистов. Сам Фейерабенд в своих воспоминаниях отмечал, что никогда не был ярым приверженцем Гитлера, однако знал о зверствах, которые творили нацисты, и относился к ним абсолютно нормально.

Во время войны Фейерабенд находился на Восточном фронте — там он заработал Железный крест и звание лейтенанта. Во время наступления советской армии уже во второй части войны он получил три пулевых ранения в живот и руку, был отправлен в тыл, где почти год лежал в больнице. В итоге Фейерабенд проходит всю жизнь с палочкой, а ранение на войне станет одной из причин, по которой он начнет заниматься сначала наукой, а потом и философией науки.

С 1958 по 1989 годы — практически половину своей жизни — Фейерабенд провел в США, где преподавал в Калифорнийском университете в Беркли. Там он разработал свой метод отрицания универсальных научных правил и написал самые известные книги в истории научного анархизма, в том числе «Науку в свободном обществе» и «Прощай, разум».

Некоторые эксперты отмечали противопоставление анархизма науки Фейерабенда и экономической модели государства, в котором он жил. В США, с одной стороны, люди, в том числе и ученые, могут делать абсолютно все, что им захочется. С другой стороны, у них нет чистой свободы, поскольку все их существование подвержено работе стандартной экономической модели. Эпистемологический анархизм, одним из основоположников которого и был Фейерабенд, как раз строится как бы в противовес капиталистической системе.

Согласно эпистемологическому анархизму, существует один принцип, по которому должны работать ученые: «Дозволено все». Он позволяет ученому изобретать собственную концепцию и доказывать ее любыми аргументами, даже если изначально кажется, что они абсолютно не связаны с предложенной теорией.

Фейерабенд также высказывается за полное отделение государства от науки, поскольку в ином случае, как отметил президент Дуайт Эйзенхауэр, «государство окажется в плену у научно-технической элиты». Однако Фейерабенд аргументирует это тем, что научные догмы и стандартизированное образование приводят к стагнации науки, особенно в критериях защиты той или иной научной мысли.

Китайский генетик Цзянькуй Хэ — один из главных ученых 2018 года

26 ноября 2018 года стало известно, что китайский генетик Цзянькуй Хэ использовал технологию редактирования генома для изменения эмбрионов двух девочек, а позже он рассказал и о третьем случае, когда женщина родила ребенка после изменения генов эмбриона.

Официально технологии генной инженерии по отношению к эмбрионам с возможностью дальнейшего продления рода не запрещены, однако после этого случая все мировое сообщество раскритиковало Хэ, а многие страны начали готовить законодательство, регулирующее эту сферу науки.

В своих опытах Хэ применил метод геномного редактирования CRISPR/Cas9 на 16 эмбрионах для устранения возможности дальнейшего заражения ВИЧ. 11 из них использовались в попытках забеременеть, у трех это получилось. После появления первых двойняшек Лулу и Наны с измененными генами Хэ заявил, что не будет продолжать свои опыты, поскольку ему нужно убедиться в безопасности экспериментов.

Одна из главных причин, по которой Хэ критиковало все научное сообщество, — он не рассказал о своих экспериментах женщинам, которым вводили эти эмбрионы, представителям больницы, где проводился эксперимент, и даже китайскому научному регулятору.

Сейчас судьба Хэ, которого китайские власти раскритиковали в «попытке получить выгоду и славу от сомнительных экспериментов», практически неизвестна. Никто не видел ученого уже несколько месяцев, а все университеты, в которых он работал, его уволили.

Неизвестна судьба и Лулу и Наны. С момента их рождения научные журналы не опубликовали ни одной статьи про их жизнь, а также про то, как их организм с отредактированными генами развивается, проводятся ли над ними какие-то эксперименты.

Николай Коперник — виновник первой в мире научной революции

Польский астроном Николай Коперник, несмотря на то, что воспитывался своим дядей, епископом Вармийской епархии Лукашем Ваченроде, стал одним из самых важнейших ученых Возрождения и антагонистом для церкви.

Книги Коперника с исследованиями и доказательством существования гелиоцентрической системы мира, над которыми он работал десятилетиями, изданы в 1543 году, незадолго до его смерти. При этом полноценно их революционное и философское значение стало понятно только после того, как Галилей начал развивать свои теории. Тогда же инквизиция в 1616 году внесла книги Коперника в «Индекс запрещенных книг» — «впредь до исправления», где они находились следующие 200 лет.

Николай Коперник

В своей гелиоцентрической системе мира Коперник указывал, что Земля (раньше она считалась центром мира) является всего лишь одной из планет, которые крутятся вокруг Солнца. При этом польский астроном не развивал свои теории, а пытался усовершенствовать геоцентрическую систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея и древнегреческого астронома Аристарха Самосского.

Благодаря работам Коперника произошла первая в истории человечества научная революция, когда исследователи перестали ориентироваться на предыдущие научные открытия и начали изучать мир, отталкиваясь от результатов его трудов.

Сам Коперник развивал свои теории, в том числе о том, что «земля» и «небо» подчиняются одним физическим законам только с точки зрения астрономии. Он сохранил в своих теориях пункты о неподвижности некоторых звезд, хотя это было логично только для времен, когда в научной парадигме Земля постоянно оставалась на одном месте. Также в его работы попали пункты о том, что Вселенная конечна, и некоторые математические выводы Птолемея, признанные неверными еще до его рождения, — однако они доказывали некоторые астрономические расчеты Коперника.

Роберт Фултон и его паровое судно

В 1800 году американский инженер Роберт Фултон начал проводить эксперименты по созданию первой в истории человечества паровой машины и последующей модернизации парусных лодок.

Роберт Фултон

Первоначально идеи Фултона были восприняты научным сообществом очень критически. Многие инженеры тогда заявили, что его исследования «выглядят просто смешно».

Предложение господина Фултона об установке паровой машины на морских судах — сущая нелепость. Паровая машина никогда не может заменить паруса.

Комиссар по делам флота Франсуа ле Мойн

Критиковал Фултона и Наполеон Бонапарт, называя ученого «шарлатаном, жаждущим денег». Несмотря на это, инженер провел несколько испытаний на Сене своего первого парохода длиной около 20 м. Тогда он достиг скорости в три узла против течения.

В первое плавание пароход Фултона вышел 17 августа 1807 года. Первый пароход часто называют «Клермонт». На самом деле инженер назвал его «Пароходом Северной реки», а «Клермонтом» называлась усадьба его партнера и главного инвестора Ливингстона на реке Гудзон в 177 км от Нью-Йорка, которую пароход посетил во время первого плавания. Тогда же американский инженер представил первый в истории концепт подводной лодки.

Судно, спроектированное Фултоном

Только в 1813 году, через десять лет после проведения первых испытаний пароходов, Наполеон извинился перед Фултоном, а Александр I предоставил ему монопольное право на эксплуатацию пароходных судов на линии Санкт-Петербург — Кронштадт, а также на других российских реках в течение 15 лет. Однако Фултон не успел построить корабли в России и умер в 1815 году.

Луи Дагер — создатель фотографии

7 января 1839 года французский художник, танцор и канатоходец Луи Дагер представил свою первую фотографию на заседании Парижской академии наук вместе с физиком Француа Араго, который сделал отдельный доклад о дагеротипии — первой в мире работоспособной технологии создания фотографий, основанной на светочувствительности йодистого серебра. Впоследствии она была заменена более безопасными и дешевыми технологиями.

Изначально Дагер во время театральных постановок, которые он создавал, в качестве фона использовал гигантские картины, в том числе изображение огромного собора высотой 22 м. Для развития своих постановок он начал использовать камеру-обскуру, но не мог закрепить изображение на стене: оно немного расплывалось и было нечетким.

Луи Дагер

Дагер уже начал проводить химические опыты, когда узнал о Нисефоре Ньепсе, который занимался примерно такими же экспериментами в области фотографии. Позже они будут вместе проводить исследования и создавать десятки снимков, а после смерти Ньепсе Дагер станет единственным создателем и владельцем этой технологии, выкупив у детей физика патент на проявку фотографий.

После презентации первых снимков Дагера раскритиковало все научное сообщество того времени. Химик Франц Опель назвал опыты Дагера кощунственными и глупыми. «Такая попытка, к тому же, кощунственна. Человек создан по образу и подобию Божьему, а Божий образ нельзя уловить ни одним аппаратом, созданным человеком», — заявил Опель.

Почти через 200 лет возможность создания собственных снимков появилась практически у каждого человека на Земле, а количество фотографий в социальных сетях превышает миллиарды штук.