В Казахстане сокращают количество полицейских, а оставшимся сотрудникам повышают зарплату. Теперь «человек в погонах» должен любить людей, разбираться в психологии и бороться с киберпреступностью. Об этом пишет 365info.kz.
Оптимизация штата
До грузинской полицейской «перезагрузки» Казахстану еще далеко, однако отечественные стражи порядка решили «не отставать» от современных трендов.
Теперь, по словам заместителя министра внутренних дел Алексея Калайчиди, казахстанская полиция должна выходить на европейский уровень. Чиновник рассказал, что уже утверждена Дорожная карта по модернизации.
Итак, что же имеем? А имеем мы сразу 54 мероприятия по улучшению работы. Одно из них — оптимизация штатной структуры полиции.
«Мы на 11% оптимизировали численность. В основном за счет вакантных должностей. Упразднили 106 подразделений, которые дублировали друг друга. Сократили 1 180 управленческих должностей. В результате по численности полицейских на 100 тысяч населения мы с 471 «снизились» до 393. Сейчас находимся на среднеевропейском уровне, между Бельгией и Чехией.
Сокращение было сделано не ради математики
За счет этих мер мы сумели высвободить свыше 16 млрд тенге, которые вместе с 20 млрд, дополнительно выделенными правительством, направлены на повышение зарплаты», — сказал замминистра.
В МВД планируют провести дифференцированное повышение зарплаты:
- сотрудникам патрульной полиции — на 65%;
- оперативно-следственному составу — 55%;
- участковым инспекторам — 25%;
- профессорско-преподавательскому составу — на 25%;
- остальным сотрудникам — на 20%.
Кроме того, принято решение об улучшение жилищных условий полицейских.
«Этот вопрос мы решаем путем выдачи жилищных компенсаций. На первом этапе они выплачивались сотрудникам оперативно-следственных подразделений. Это порядка 5,6 тыс. сертификатов.
К ним добавились патрульные полицейские, участковые по делам несовершеннолетних, участковые инспекторы полиции. Всего 15 тысяч человек», — проинформировал Калайчиди.
Образование за три месяца
Программа модернизации предполагает изменение модели обучения полицейских.
В профильном ведомстве планируют «муштровать» сотрудников, используя современные методики.
К примеру, казахстанский полисмен должен будет знать основы психологии
Работник обязан пройти курс по тактике полицейской деятельности, а также по борьбе с киберпреступностью. И главное — органы правопорядка хотят научиться взаимодействовать с населением.
Однако одновременно с инновациями будет сокращено количество полицейских учебных заведений — из 12 останется 5
Более того, вузам придадут статус специализированных, они будут готовить узких специалистов.
Карагандинская академия полиции будет готовить следователей-криминалистов. Алматинская академия — оперативных работников и сотрудников технических подразделений. Шымкентский учебный центр — специалистов службы охраны, Актюбинская академия — сотрудников административной полиции. Костанайская — сотрудников адмполиции и уголовно-исполнительной системы.
Кстати, в министерстве внутренних дел решили не готовить бакалавров
Это будут спецы со специальным образованием. «Высоколобые» сотрудники будут привлекаться с гражданки.
«Новшеством в этой сфере является отказ от бакалавриата. В стране достаточно юридических вузов, которые ежегодно выпускают более 20 тысяч юристов.
На вакантные должности будем приглашать выпускников из вузов, с которыми МВД заключило меморандумы о сотрудничестве
Затем «новички» будут доучиваться на трехмесячных или шестимесячных курсах», — сообщил Алексей Калайчиди.
Фронт-офисы для полиции
В профильном ведомстве признают, что граждане при обращении в полицию испытывают значительные затруднения.
Люди не могут попасть на прием, не могут написать заявление или же получить консультацию. Элементарно, но полицейские не готовы объясняться на «человеческом языке».
Выходом из ситуации, по мнению силовиков, станет переход на сервисную модель
В 174 отделениях полиции уже открыты фронт-офисы. Здесь помимо штатных сотрудников работают волонтеры.
«Мы проанализировали жалобы и пришли к пониманию, что нам необходимо создать фронт-офисы, в которых нет никаких рамок. Никто не просит оставить телефоны. Присутствуют и наши сотрудники, и волонтеры. Есть отдельные кабинеты для медиатора, для работы по получению госуслуг.
Для оформления обращений имеется зона ожидания на 20-30 мест, магазин, санузлы, телефоны, интернет
Словом, все необходимое для того, чтобы человек мог нормально подготовиться и объяснить цель своего прихода. Гражданин должен получить компетентную консультацию и решить свои вопросы», — разъяснил заместитель министра.
Первый блин
Одним из направлений модернизации правоохранительных органов стала передача несвойственных функций в конкурентную среду. Но первый же «блин» вышел комом. У рядового потребителя остался горький осадок.
Буквально в первый же день после ухода полицейских из спецЦОНов электронная система просто встала
Образовались гигантские очереди из желающих зарегистрировать транспорт. Такая картина наблюдалась на всей территории Казахстана.
Ситуацию не удалось взять под контроль в течении нескольких суток. Оказалось, что новый веб-модуль, разработанный по заказу МВД РК, технически не готов к выполнению «заказов» от населения. Отдуваться пришлось сотрудникам корпорации «Правительство для граждан», на чьи плечи легли «несвойственные функции» министерства внутренних дел.