В Москве есть Новая Москва и Московское центральное кольцо. В Ташкенте планируют строить Новый Ташкент и уже начали строить кольцевое наземное метро. Очевидно, эти проекты должны придать азиатской столице европейский облик. Вопрос — зачем нужна такая гигантомания стране, в которой очень высокий уровень безработицы и которая входит в десятку беднейших по ВВП на человека? Об этом пишет «Инвест -Форсайт».
Откуда деньги?
Основные предпосылки строительного бума в Ташкенте — конъюнктура на мировых рынках. Узбекистан занимает четвертое место в мире по запасам золота, уступая только ЮАР, США и России.
В последнее время на мировом рынке золота наблюдается восстановление, что положительно влияет на экономику страны. Седьмое место в мире Узбекистан занимает по урановым залежам, а на рынке урана также сложилась благоприятная конъюнктура. В первую десятку лидеров Узбекистан входит по запасам и добыче вольфрама, цены на который подвержены небольшому восстановлению.
Примерно то же самое с природным газом, между тем как АО «Узбекнефтегаз» занимает в мире 11 место по добыче природного газа. Другое дело, что запасы природного газа и угля истощаются: по данным Центра экономических исследований Узбекистана, их хватит — при нынешнем потреблении ресурсов — на ближайшие 20-30 лет, в то время как запасы нефти практически истощены.
Еще один ресурс страны — трудоспособные граждане, работающие за рубежом и переводящие оттуда деньги, которые, естественно, направляются в экономику страны. Число трудоспособных граждан быстро растет: по прогнозам Всемирного банка, если темп прироста сохранится, страна к 2030 году станет пятой по численности рабочей силы страной в Европе и Центральной Азии после России, Турции, Украины и Польши.
Ко всему прочему, не надо сбрасывать со счетов то, что узбекский олигарх Джахонгир Артыкхождаев, ранее возглавлявший компанию, возводившую «Ташкент Сити», сейчас занимает должность хокима (мэра) столицы.
Вместе с тем значение строительного бума в Ташкенте для экономики страны сильно преувеличено. Цены на недвижимость вряд ли сильно вырастут даже в самом Ташкенте. В настоящий момент цены на недвижимость в Ташкенте ниже, чем в Алматы, Астане и Ашхабаде; правда, повыше, чем в Бишкеке и Душанбе. По ВВП на душу населения Узбекистан, при всем его природном богатстве, входит в десятку беднейших стран мира. Доходы от всех этих природных богатств оседают в карманах у чиновников и крупных предпринимателей.
Ташкентское наземное метро: равняйся на Собянина
Параллели между проектом Ташкентского наземного метро и Московским центральным кольцом достаточно явные. Одна из линий Ташкентского наземного метро как раз кольцевая. При этом пересадки на нее будут осуществляться по тому же билету, по которому пассажир ехал по подземному метро. Первоначально был разработан проект именно городской железной дороги — как в Москве. Предполагалось, что это будет электрифицированная скоростная двухпутная железная дорога.
Однако проект был пересмотрен из-за необходимости массовых сносов строений, в результате чего решили строить надземное метро эстакадного типа. Строительство началось еще 1 октября 2017 года. Всего протяженность новой линии составит более 50 км, линия будет состоять из 35 станций, что для такого города, как Ташкент, является очень серьезным показателем — даже для Москвы это было бы, скажем так, вполне нормально. В отличие от Москвы, пересадка с «обычного» метро на надземное будет осуществляться по оборудованным переходам.
Грандиозную стройку планировали сдать в 2018 году на Навруз. Поскольку затея не удалась, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поставил задачу сдать очередь хотя бы в 2019 году, что внесено в Инвестиционную программу Узбекистана на текущий год. Общая протяженность очереди составит 6,9 километра, хотя раньше фигурировала цифра 7,1 километра. Количество станций осталось прежним — 6 станций. Инвестиции Фонда реконструкции и развития Узбекистана, который составлял инвестиционную программу, мизерны — $3,2 млн, в то время как общая стоимость очереди оценивается в $91,6 млн. Общая стоимость строительства надземного метро вместе со второй линией (радиальной) оценивается в $422,3 млн, что является относительно небольшой суммой по меркам Москвы или европейских столиц, где реализуются подобные проекты.
Новый Ташкент: круче, чем Новая Москва
У москвичей при словосочетании «Новый Ташкент», скорее всего, рисуется картина ташкентских пригородов, присоединенных к Ташкенту. Но все не так — это не узбекский аналог Новой Москвы. В действительности будет строиться новый город на реке Чирчик, недалеко от Ташкента. Туда будет перенесен ряд высших государственных учреждений. Так что от собянинского простого присоединения соседних земель план хокима Артыкходжаева отличается капитально: это строительство дублера столицы. В истории к таким мероприятиям прибегали разве что после крупных пожаров и землетрясений.
Стоимость строительства нигде не фигурирует. Известны только следующие факты: генплан Нового Ташкента разработала британская архитектурная компания Benoy. Город будет находиться на территории 20 тыс. га к востоку от столицы на левом берегу реки Чирчик, его население составит около 2 млн человек. Город будет разбит на несколько центров, которые станут выполнять административную, деловую, торговую, дипломатическую и транспортную функции. В транспортной части Нового Ташкента будет находиться новый аэропорт. По словам директора компании Джона Доуса:
«Узбекистан является для нас местом очарования; история Великого Шелкового пути и история самой страны — это великие моменты для нас, вдохновляющие моменты для нас, и мы рады быть друзьями и партнерами с мэром города, чтобы донести свое видение».
Участок расположен на сельскохозяйственных землях, которые в настоящее время имеют сложную сеть оросительных каналов. Это наследие нашло отражение в новом городе с разветвленной сетью городских каналов, выступающих в качестве некой жизненной силы города. Обнесенные сетью зеленых насаждений, они свяжут различные районы нового города, а также создадут последовательность разнообразных ландшафтных сред, соединяя две реки, которые протекают по обе стороны участка строительства. На стыке старого города и нового расположится Ново-Ташкентский остров с новой городской набережной.
В северо-восточной части города будет административный район, который планируют сдать в рамках первого этапа программы развития нового города. Здесь соберутся дворец, посольства, министерства и прочие ведомства. В центре нового города будут сосредоточены торговые помещения. Эти районы будут сданы первыми.
Откуда интерес к гигантомании?
Гигантомания — часть центральноазиатского менталитета: достаточно посмотреть на дворцы в Астане или Ашхабаде. Таджикистан остается где-то сбоку из-за малых размеров своей равнинной части. Остальные же строят как хотят. На какие деньги? В случае с Узбекистаном ответ дан уже в начале статьи. От реализации таких огромных проектов народы этих стран точно жить лучше не начнут. Зато в случае с Узбекистаном это повод для ташкентского хокима похвастаться перед хокимами других городов или градоначальниками в соседних странах.
В Узбекистане всегда старались сделать все «как у людей» и уж не хуже, чем в соседнем Казахстане. Иногда получались настоящие шедевры, например: ташкентское метро, которое по художественной ценности не хуже московского и питерского. Может, и на этот раз получится шедевр?