Министр юстиции подтвердил, что перевоспитание террористов в тюрьмах не даёт должного результата. Об этом сообщает Радио Озоди.
Специалисты говорят, что для достижения этой цели необходима, прежде всего, организация специальной подготовки для персонала тюрем и улучшение условий содержания заключенных в исправительных учреждениях.
Рустам Шохмурод, министр юстиции Таджикистана, сказал 16 июля в ходе пресс-конференции, что в целях исправления осужденных Главным управления исполнения уголовных наказаний проводились мероприятия, однако желаемых результатов эта работа не дала, и напротив, террористы и экстремисты сумели дестабилизировать обстановку в тюрьмах. За последние девять месяцев в Таджикистане произошло два кровавых тюремных бунта, которые привели к многочисленным жертвам.
Министр отметил, что к работе по перевоспитанию и исправлению осужденных привлекались специалисты Совета улемов Таджикистана и Центра исламоведения. «Однако, могу прямо сказать, что со сколькими бы мы осужденными не работали в этом направлении, исправить их и перевоспитать путем проведения бесед невозможно. Я такого не видел. Это очень трудно работать с этой категорией осужденных. В последних событиях эти осужденные показали свою истинную сущность и приверженность экстремизму», — отметил Шохмурод.
По его словам, некоторые из прокуроров дали предложения об особых условиях содержания заключенных за террористические и экстремистские преступления. Министр не уточнил, что это за предложения, но отметил, что после того, как будет завершено расследование по обоим бунтам в тюрьмах, эти предложения будут рассмотрены.
Один из религиозных лидеров в Таджикистане, который несколько раз беседовал с осуждёнными по линии терроризма и экстремизма, сказал, что вернуть этих людей к нормальной жизни и изменить их мировоззрение практически невозможно. Этот наш собеседник, который по соображениям безопасности решил дать интервью на анонимных условиях, сказал, что осужденные за терроризм видят в них (священнослужителях) своих врагов.
«Когда мы идем к ним, они говорят между собой, что это враги религии, что все их слова – ложь. Как в такой ситуации можно отвратить таких людей от их взглядов? Это только наивные могут верить в то, что человек может измениться в тех условиях, в которых находятся эти осужденные. Их никак уже не переубедить», — сказал собеседник.
Этот священнослужитель сказал, что он пришел к выводу после посещения таких осужденных, что терроризм стал одной из черт их сущности, и разовые беседы не смогут заставить свернуть их с этого пути.
По официальным данным, в настоящее время в тюрьмах содержатся более 10 тысяч заключенных, среди которых почти две тысячи осуждены за террористические и экстремистские преступления.
Тема борьбы с терроризмом в Таджикистане не только в тюрьмах, но и в целом уже несколько раз подвергалась критике. Буквально недавно эксперты в этой области говорили о том, что победить терроризм, осуждая виновных к тюремным срокам, невозможно. Так как осужденный за терроризм может и в тюрьме продолжать агитировать людей и распространять свои взгляды. Власти в ответ на это уже несколько раз говорили о том, что осужденные за терроризм лица будут содержаться отдельно. Однако, по словам министра юстиции, и этот путь также не является решением вопроса.
В этой связи эксперты говорят, что сами работники тюрем должны пройти специальное обучение тому, как работать с осужденными за терроризм.
Азамат Шамбилов, правозащитник и представитель организации «Penal Reform», которая занимается вопросами реформы пенитенциарной системы в Центральной Азии, сказал, что трудность заключается в том, что сам персонал тюрем не готов к общению с такой категорией осужденных.
По его словам, сотрудники исправительных колоний и тюрем должны в течение от четырех месяцев до года пройти специальное обучение по организации работы с осужденными террористами. Этот правозащитник говорит, что этот момент будет представлен властям для включения в реформу исправительной системы.
«Здесь не так важно привлечение к этой работе священнослужителей и мулл. Гораздо важнее переподготовка сотрудников пенитенциарной системы. Метод и организация работы должны быть изменены в целом со всеми заключенными, а не только с теми, кто связан с террористическим группировками», — отметил Шамбилов.
По мнению Шамбилова, должны быть приложены усилия для того, чтобы осужденные за терроризм были по возможности изолированы от других осужденных. По мнению эксперта, таким образом можно будет предупредить распространение террористических и экстремистских взглядов в тюрьмах.
Некоторые из других экспертов считают, что дисциплина и внутренний распорядок в тюрьмах должен быть строгим и свободным от коррупции, а представители гражданского общества, правозащитных организаций и врачи-психологи должны иметь доступ в исправительные учреждения.
В ноябре прошлого года в худжандской тюрьме и в мае этого года в вахдатской колонии произошли кровавые массовые беспорядки. Террористическая группировка «Исламское государство» взяла ответственность за эти бунты на себя, власти также возложили ответственность за оба ЧП на осужденных за терроризм.