Британский опыт креативного бизнеса «драйвит» предпринимательские проекты кыргызской молодежи

Автор -
332

    Сначала небольшое предисловие и предыстория…

    На сегодняшний день одной из важной и растущих составляющих глобальной экономики является креативная экономика. Термин «креативная экономика» введен в 2000 году архитектором и профессором Шанхайской школы креативности, а также членом Консультационного Совета по креативной экономике ООН Джоном Хоукинсом. Согласно мнению последнего, креативная экономика – это один из видов экономики, где первостепенным является изобретательность и воображение, и, соответственно, активное использование творческих и интеллектуальных ресурсов для развития креативного сектора экономики.

    К креативным индустриям экономики относятся: музыка, архитектура, живопись, дизайн, театр, кино, телевидение, маркетинг, реклама, IT-сфера и этот список пополняется из года в год. В настоящее время креативная экономика стала одним из важнейших направлений инновационного развития.

    Когда люди теряют рабочие места, а старые бизнес-модели перестают работать, креативность открывает новые возможности и становится конкурентным преимуществом на глобальном рынке. Креатив сегодня необходим в любом бизнесе и может являться тем драйвером, который способствует не только развитию бизнеса, но и созданию новых рабочих мест.

    Великобритания является одной из самых передовых стран в области креативной экономики благодаря наличию высококвалифицированных специалистов, богатейшему культурному наследию, высокому интересу к новым направлениям экономической деятельности, стабильной поддержки государства, а также признанию приоритетным направлением образования обучение предпринимательским навыкам на всех уровнях: от школы до университета.

    Именно большой опыт Соединенного Королевства в области предпринимательского образования является основополагающей составляющей в программе Британского совета Creative Spark для высших учебных заведений по развитию предпринимательства.

    Creative Spark — это пятилетняя инициатива по поддержке международных университетов и созданию международных партнерств с целью развить предпринимательские навыки и креативную экономику в семи странах, включая Центральную Азию (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан), Южный Кавказ (Азербайджан, Армению, Грузию) и Украину при поддержке Соединенного Королевства, координируемая и финансируемая Британским советом.

    А теперь по существу:

    В результате этой инициативы предпочтение в Кыргызстане отдано трем проектам, и трем партнерствам. Об одном из таких проектов наша история.

    Центр дополнительного образования Американского университета в Центральной Азии совместно с Enactus Кыргызстан и Общественным фондом KGLabs стали бенефициарами проекта Creative Spark. Нашими партнёрами с британской стороны стали Cass Business School, City University of London и Change School. Важно отметить, что Cass Business School занимает одно из ведущих мест в международном рейтинге высших учебных заведений именно по образованию в области креативного предпринимательства.

    Конечная цель нашего проекта – обучение навыкам креативного предпринимательства более 500 студентов вузов и молодых предпринимателей, и получение конкретных результатов в виде креативных предпринимательских идей, способных конкурировать на международном соревновании The Big Idea Challenge – одно условие проекта.

    Путешествие по креативному предпринимательству в проекте Creative Spark включало большое количество инициатив, мероприятий и проектов.

    Итак, обо всем по порядку:

    Сначала состоялся целый ряд инициативных мероприятий Creative Talks: Творчество – двигатель креативной экономики. Целью Creative Talks являлось ознакомление студентов и молодых предпринимателей с перспективами развития креативной экономики, а также с возможностями бесплатного обучения креативному предпринимательству, английскому языку и участию в международном конкурсе по креативному предпринимательству в рамках программы Creative Spark, финансируемой Британским советом. Эта серия событий — диалогов с молодежью Creative Talks, состоялась в десяти университетах Бишкека в открытом свободном режиме для желающих от 18 до 35 лет. Успешность этих мероприятий подтверждает статистика охватом в более чем 700 человек и позитивная обратная связь участников встреч.

    Следующим ключевым моментом этого годичного путешествия был недельный тренинг по подготовке тренеров по креативному предпринимательству, в качестве которых выступали преподаватели, бизнес-эдвайзеры Enactus команд 10 университетов Бишкека. Эксперты по креативному предпринимательству из Великобритании, Сара Джонс (Cass Business School City, University of London) и Нейл Маршалл (ChangeSchool) обучали основам дизайн-мышления (дизайн-мышление — это способ решения задач, ориентированных в первую очередь на интересы пользователя) и использованию бизнес-модели «Канвас» ( инструмент визуализации бизнес-идеи) , необходимых для генерации креативных идей и их тестирования с целью создания собственного бизнеса.

    Методология тренинга построена по принципу «я делаю, и я понимаю». В тренинге не давались готовые ответы, они создавались в процессе работы над определенной проблемой, обозначенной каждой из групп. Тренеры попеременно выступали в роли фасилитаторов, модераторов, экспертов, а участники в режиме нон-стоп переходили от одной фазы работы к другой, апробируя при этом различные методики работы с идеей и проблемой, переключаясь с интуитивного мышления на аналитическое мышление, и наоборот. Командная работа, увлеченность процессом и глубокая рефлексия – все это лишь маленькие кусочки большой картинки калейдоскопа по креативному предпринимательству.

    Следующим этапом стала серия успешных тренингов на территории университетов

    для более чем 500 бенефициаров, которыми являлись студенты команд Enactus, другие студенты, ставшие бенефициарами проекта, а также молодые предприниматели, участники нашего проекта. Большая совместная работа тренеров и бенефициаров, дискуссии, споры, размышления, анализ и, конечно, море сопровождающих этот процесс эмоций привели к вдохновляющим и конкретным результатам: команды-участники сгенерировали инновационные проекты в области социального, бизнес и креативного предпринимательства, с использованием инструментов и навыков, приобретенных на тренингах.

    На этом история только начиналась. В каждом из университетов прошли пре-питч соревнования, обсуждение и выбор лучших идей и команд-победителей.
    4 июня 2019 года в Американском университете в Центральной Азии состоялась церемония награждения десяти команд-финалистов проекта Creative Spark среди нашего партнерства в Кыргызстане. Событие собрало более ста бенефициаров проекта для торжественного завершения первого этапа проекта и чествования команд-финалистов, каждой из которых были вручены памятные кубки и сертификаты. Команды со сцены продемонстрировали одноминутный питч своей идеи, а зал поддержал их бурными аплодисментами. Участники поделились своими впечатлениями об идеях финалистов. Завершилось это вдохновляющее мероприятие сладким угощением в виде огромного торта с символическим названием The Big Idea Challenge.

    Позади вкус победы на губах от огромного торта, и шоколадное послевкусие, а впереди снова вызов — Национальные соревнования. Cнова преодоление и вкус победы теперь уже только для трех команд проекта из десяти: Safe Watch (трекер со спутниковым сигналом и кнопкой SOS), Smartech (производство и сервис торговых автоматов в Кыргызстане) и Oinobook (войлочная книга, которая развивает и ознакамливает детей с кыргызскими национальными традициями).

    Следующий вызов в нашем путешествии — международные соревнования в Ташкенте.

    Взрыв эмоций, гордость и радость за представительницу нашего партнерства Айзаду Тыныбекову с проектом Oinobook, которая побеждает не только в номинации самый креативный проект среди трех лучших идей из Кыргызстана, но и становится чемпионом страны в соревновании The Big Idea Challenge. Кроме этого проект Smartech в лице Бакриева Абдул-Хакима становится лучшим страновым проектом среди трех технологических идей.

    Теперь Айзада со своей командой отправится в Лондон и поборется за звание лучшего проекта Creative Spark среди 7 страновых чемпионов. Как бы не завершилась эта история победой или поражением в Британии, мы уже победили — 10 команд создали проекты, продолжают работать над ними и воплощать их в жизнь…

    А главным победным результатом проекта Creative Spark является развитие потенциала нашей кыргызской молодежи, развитие навыков по креативному предпринимательству, их творческого потенциала и желания творить на благо нашей Родины и делать свой вклад в развитие экономики страны.

    В этой истории рано ставить точку, поскольку проект был поддержан Британским Советом на новый академический учебный год и наша молодежь снова имеет возможность обучаться, творить и становиться драйвером бизнеса в Кыргызстане.

    P.S. Creative Spark — координируемая и финансируемая Британским Советом 5-летняя программа для высших учебных заведений по развитию креативной экономики и предпринимательских навыков в 7 странах (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Армения, Грузия и Украина). Creative Spark координируется и финансируется British Council (Британским советом).

    Подробнее читайте тут.

    Центр дополнительного образования АУЦА работает на рынке обучения с 2007 года. Основные направления деятельности учебного центра — проведение языковых, компьютерных, коммуникативных курсов и бизнес тренингов. Дополнительная информация на сайте Центра дополнительного образования.

    Общественный фонд KG Labs нацелен на активизацию технической экосистемы в Кыргызской Республике.

    Enactus Кыргызстан способствует улучшению социально-экономического положения населения Кыргызстана путем развития социального предпринимательства.

    Для получения актуальной информации касательно второго года проекта подписывайтесь на страницу Центра дополнительного образования на Facebook.

    Наталья Сластникова, Центр дополнительного образования АУЦА

    Поделиться