Сокулукский районный суд оштрафовал депутата Жогорку Кенеша Рыскельди Момбекова на 25 тысяч сомов. Экс-глава Госкомитета информационных технологий и связи Бакыт Шаршембиев обвинил парламентария в «нанесении ущерба его достоинству» и потребовал компенсации морального ущерба, сообщает «Азаттык».
В 2018 году Рыскельди Момбеков заявил, что ответственный за реализацию проекта «Безопасный город» чиновник Бакыт Шаршембиев фигурирует в девяти уголовных делах. Парламентарий обещал, что передаст имеющиеся у него материалы премьер-министру и главе государства. Чиновник подал иск на Момбекова, требуя выплатить ему 1 миллион сомов в качестве компенсации.
26 июля 2019 года Сокулукский районный суд принял решение в пользу истца и обязал парламентария выплатить 25 тысяч сомов. Рыскельди Момбеков не намерен отвечать за слова, сказанные в стенах парламента, и планирует обратиться в вышестоящую инстанцию.
Бакыт Шаршембиев обратился в суд в октябре 2018 года, когда еще возглавлял Государственный комитет информационных технологий и связи. Кроме компенсации морального ущерба он потребовал опровержения заявления депутата. По его словам, в ходе разбирательства были проведены соответствующие судебные экспертизы и с решением суда все обвинения в его адрес были сняты.
«Я не имею никакого отношения к озвученным уголовным делам. Что касается старых дел от 2010 года, бывшие руководители ведомства уже понесли наказание, они отбыли срок. Я подал иск на Рыскельди Момбекова на один миллион сомов. Но суд принимает решение самостоятельно, опираясь на законы. Было решено оштрафовать депутата на 25 тысяч сомов. Самое главное, что мне было нужно, — это доказать, что Момбеков распространял обо мне лживую информацию», — сказал Шаршембиев.
Рыскельди Момбеков на заседаниях в парламенте требовал проверки деятельности Бакыта Шаршембиева. Он говорил о 9 уголовных делах, в которых тот фигурирует. По словам депутата, все дела связаны с компанией «Кыргызтелеком». Он повторял это заявление и во время утверждения состава правительства под председательством Мухаммедкалыя Абылгазиева, а также на заседаниях парламентских комитетов.
Сам депутат не принимал участия в судебных заседаниях. Сейчас он не согласен с решением районного суда и намерен обратиться в вышестоящую инстанцию. Момбеков отмечает, что его выступление на кыргызском языке подверглось экспертизе на русском, а на заседаниях суда рассматривалось не его выступление, а отдельные выдержки из него, опубликованные на различных новостных сайтах. Парламентарий также заявил, что информацию об уголовных делах, в которых фигурирует Шаршембиев, ему предоставили в Совете безопасности при обмене служебными письмами.
«Есть письмо секретаря Совета безопасности Дамира Сагынбаева. Там описана фабула 8 уголовных дел, а также информация о 9-м деле. Как я могу оклеветать его, если передавал информацию из письма? Надо было привлекать к ответственности не меня, а Дамира Сагынбаева, потому что источник информации именно он. В суде не было всестороннего расследования. Несмотря на то, что мое заявление было на кыргызском языке, не было проведено экспертизы на кыргызском. Ни одно ходатайство моего адвоката не было удовлетворено», — сказал Рыскельди Момбеков.
В мае этого года Генеральная прокуратура заявила о начале досудебного производства по 8 уголовным делам, связанным с деятельностью предприятия «Кыргызтелеком». По шести из ним ведется расследование, два дела приостановлены. Момбеков, ссылаясь на информацию Совета безопасности, заявляет, что деяния, рассматриваемые в этих уголовных делах, нанесли ущерб государству в 1 млрд сомов.
Бакыт Шаршембиев подтвердил, что был вызван на допрос в качестве свидетеля в Госслужбу по борьбе с экономическими преступлениями (финполиция) по одному из данных дел, которое касалось цифрового телевещания.
Глава правительства Мухаммедкалый Абылгазиев ранее в стенах парламента уже комментировал ситуацию вокруг Шаршембиева.
«Мы живем в правовом государстве. Мы не можем давать оценку человеку, опираясь на чьи-то слова. Если есть факты, должно быть проведено расследование. Заблаговременно обвинять кого-то в преступлении неправильно. Если ваши слова были бы подтверждены со стороны прокуратуры, было бы соответствующее решение суда, я бы с вами согласился», — сказал премьер-министр, отвечая на вопрос Момбекова.
В обществе по-разному оценивают решение суда в отношении депутата Момбекова. Некоторые считают, что подобные случаи будут заставлять политиков более ответственно подходить к своим заявлениям. А депутат Дастан Бекешев, напротив, считает, что такие случаи будут препятствовать полноценной работе народных избранников.
«Если за каждое слово депутатов на них будут подавать в суд, тогда депутаты не смогут ничего говорить: они не смогут критиковать власть, поднимать насущные проблемы. В Конституции прописано, что депутат не должен отвечать за заявления, сделанные с трибуны парламента. Мы в своей работе часто получаем информацию от граждан, и не всегда можем подтвердить ее достоверность», — сказал Бекешев.
Судебный спор между Момбековым и Шаршембиевым затронул и такой вопрос, как этика государственных служащих. Бывший руководитель Государственной кадровой службы Чолпонкул Арабаев отметил, что в таких ситуациях нужно соблюдать нормы, прописанные в законодательстве.
«Когда высокопоставленные лица обвиняют в чем-то друг друга, в-первую очередь, необходимо уточнять информацию. Что мы будем иметь в итоге, если будут судиться депутаты Жогорку Кенеша с представителями исполнительной власти? Есть закон «о государственной службе», есть этический кодекс госслужащих. Нужно соблюдать нормы, прописанные в них», — сказал Арабаев.
Судебные разбирательства политиков со СМИ уже стали обычным явлением. Недавно министр внутренних дел Кашкар Джунушалиев подал в суд на газету «Азия-ньюс» и потребовал 5 млн сомов в качестве компенсации за нанесенный «ущерб достоинству».