Уголовные дела и Петр Порошенко: борьба с коррупцией или поствыборный пиар?

Автор -

Бывший президент Украины Петр Порошенко не имеет статуса подозреваемого ни в одном из одиннадцати уголовных дел, о которых говорят в украинской прессе, сообщает «Голос Америки».

Об этом в блоге на страницах Интернет-издания «Украинская правда» написал управляющий партнер Адвокатского объединения «Головань и партнеры», адвокат Игорь Головань.

«Вот только как Петр Порошенко о тех производствах может хорошо знать, когда подчиненные господина Трубы (Роман Труба – директор Государственного бюро расследований – Т.Б.) соответствующей информации адвокатам не предоставляют, ссылаясь на то, что мы не имеем статуса защитника. А оно и не удивительно, ведь наш клиент не имеет статуса подозреваемого ни в одном производстве, не то что в одиннадцати», – отметил Игорь Головань.

Адвокат Головань пишет, что «сегодня нам достоверно известно, что Петр Порошенко является свидетелем в двух производствах. Вряд ли кто может сказать, что уголовное производство возбуждается против свидетеля».

Напомним, что в российской прессе и некоторых украинских изданиях поднимается вопрос о том, что Петр Порошенко, занимавший президентскую должность с 2014 по 2019, фигурирует в ряде уголовных дел.

«Глава Государственного бюро расследований Роман Труба заявил, что бывший президент Украины Петр Порошенко фигурирует в 11 уголовных производствах. Ранее экс-президент уверял, что не фигурирует ни в одном. Об этом глава ГБР написал в своем Телеграмм-канале. По словам Трубы, хоть Порошенко и отрицал получение повесток на допрос, его адвокат Игорь Головань просил перенести допрос на несколько недель», –сообщает информационное агентство УНИАН 30 июля.

Интернет-издание «Страна.ua» сообщает о том, что 24 июля стало известно, что в Генеральной прокуратуре Украины возобновили производство о «попытке захвата власти» бывшим президентом Петром Порошенко во время кризиса в Керченском проливе в ноябре 2018 года. Это дело, по информации издания, было открыто позаявлению юриста Андрея Портнова.

В интервью «Украинской правде» Петр Порошенко ответил, что «когда он пишет (Андрей Портнов – Т.Б.), что Порошенко совершил государственное преступление, когда направил корабли для ротации, для защиты Азовского побережья Мариуполя, то это заведомо ложное сообщение о преступлении, которое было опровергнуто, в том числе решением, приказом международного арбитража».

Уголовные дела и политическая необходимость

Ситуацию и характер заявлений, связанных с оценками действий бывшего президента Украины Петра Порошенко политолог-международник Антон Кучухидзе призывает рассматривать через призму пиара новой власти, политического интереса отдельных лиц.

«Нужен пиар новой власти. Ранее я говорил и обвинял предыдущую власть за то, что они устраивали показательные судебные мероприятия, якобы боролись с коррупцией. Теперь пришла новая власть и независимо от фамилий, им нужны такие истории. Есть еще один момент – медиа-активность и конкретный политический интерес не дать Петру Порошенко набрать новые рейтинги», – говорит Антон Кучухидзе корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он отмечает, что результаты досрочных выборов в Верховную Раду показали сильную поддержку позиций Петра Порошенко со стороны правого электората.

«В среднем его одна политическая сила получила пятнадцать процентов поддержки со стороны украинцев с правыми взглядами. И дальше эта поддержка будет только усиливаться, учитывая, что новая власть собрались принимать непопулярные решения в сотрудничестве с МВФ, иностранными партнерами, намерена открыть рынок земли, не говорит о перспективах снижения цены на газ. Конечно, в таком случае самой жесткой оппозицией президенту Владимиру Зеленскому будет господин Порошенко. И, вероятно, его «Европейская солидарность» будет одной из оппозиционных сил к новой власти», – отмечает Антон Кучухидзе.

Политолог отмечает, что пиар в таких случаях, сравнимый с политическим преследованием «заканчивается плохо, дискредитирует имидж Украины на международной арене».

«Точно также дискредитировала имидж Украины предыдущая власть отдельными судебными решениями, при этом оставаясь самым коррупционным государством в Европе. Перед законом все равны, в стране не должно быть целенаправленных политических преследований. В свое время Европейский Союз убрал санкции, которые вводила предыдущая политическая команда против представителей власти 2010 – 2013 годов», –говорит Антон Кучухидзе.

Политические преследования, по его словам, влияют на внутриполитическую ситуацию, раскачивают жизнь страны изнутри.

О попытке «нащупать» реакцию общества

По мнению политолога Станислава Зозули, бывший лидер Украины, вероятнее всего, посещает следователей как свидетель.

«Ни о чем нельзя говорить точно. Сегодняшняя ситуация – это все еще поствыборная политическая игра. Никуда Петр Порошенко не уедет – у него есть депутатский мандат и по нынешнему законодательству он обладает депутатской неприкосновенностью. Возможно, он поехал отдохнуть или провести какие-то международные консультации», – говорит Станислав Зозулякорреспонденту Русской службы «Голоса Америки» о том, что появилась информация об отъезде Петра Порошенко с семьей за границу.

По его словам, тон информации в прессе о возможных злоупотреблениях со стороны бывшего украинского лидера – это не больше чем желание «нащупать» реакцию общества, и, возможно, международных партнеров.

«Является ли Петр Порошенко обвиняемым по одному из дел? Мы такой информации не видели. Конечно, в следственной практике бывает так, что статус свидетеля может быть переквалифицирован на обвиняемого, который знал, например, о каких-то злодеяниях, но сейчас такого мы не видим», – отмечает Станислав Зозуля.

Он считает, что курс бывшего лидера Украины на евроатлантическую интеграцию будет сохранен нынешней украинской властью.

«Мы уже видим и понимаем, как ведет себя новая власть, ее приоритеты – это экономизация отношений, больше упор на экономическую составляющую. Это было в программе партии «Слуга народа»; экономическая защита инвесторов», – говорит Станислав Зозуля.

В отношении экономического сотрудничества с Россией он считает, что нельзя исключать «точечных», выгодных для Украины контактов.

Поделитесь новостью