На днях СМИ опубликовали материал о том, что осенью в Кыргызстане должна произойти смена премьер-министра республики, а за ним и правительства, пишет Информационно-аналитический центр.
Местные журналисты в частности пишут: «Еще в апреле этого года кабмин хотели распустить из-за «бажа-гейта», но вмешался президент Сооронбай Жээнбеков. Тогда решили отложить до осени».
«Сейчас там вовсю идет процесс формирования конструкции нового кабинета министров. Уже известно кто займет пост премьер-министра, есть вероятность, что следующим главой исполнительной власти должен стать депутат Канат Исаев», – пишут СМИ со ссылкой на источник в аппарате правительства.
Любопытно, что медиа уже определили даже будущее место работы для пока еще действующего главы правительства Мухаммедкалыя Абылгазиева – ему прочат пост председателя Счетной палаты.
Правительство, возглавляемое премьер-министром Мухаммедкалыем Абылгазиевым, с начала 2019 года подвергалось критике со стороны парламента и общественности. Основным поводом для этого стала информация о родственниках премьер-министра, занимающих руководящие должности. Однако вопрос в итоге спустили на тормозах.
Тем временем, причин для критики кабмина у кыргызстанского общества предостаточно: задержка реформ, спад инвестиций, проблемы на границе с Таджикистаном, беспрепятственный выезд в Москву Алмазбека Атамбаева, проигнорировавшего несколько вызовов на допрос. К тому же по кыргызстанской традиции премьер-министры редко задерживаются на своей должности больше года. По истечении этого срока обычно недовольство так называемой «политической элиты», у которой, как всегда, есть свои люди на этот высокий и важный пост, достигает критических пределов.
В ответ на критику правительство оживилось, и начался пиар ряда действительно интересных инициатив, в частности, достижений проекта «Безопасный город» и создания туристической милиции. А на днях кабмин заявил о том, что осенью будут повышены зарплаты учителей и пенсионные выплаты. Правда, в социальных сетях этот ход правительства Абылгазиева мгновенно раскритиковали как популистский и труднореализуемый. По мнению пользователей соцсетей, в госказне и так ощущается нехватка средств, дефицит бюджета в этом году составляет около 10 млрд сомов (приблизительно $150 млн). Откуда в этих условиях кабмин возьмет средства для повышения зарплат и пенсий – большой вопрос.
В целом правительство Мухаммедкалыя Абылгазиева можно назвать достаточно инертным. Говорить о том, что действующий кабмин провалил какие-то большие проекты объективно сложно, но и значимых достижений за командой Абылгазиева также обозначить трудно.
Исходя из этого можно сказать, что предсказания анонимных источников вполне могут оправдаться, так как помимо того, что политическая осень в Кыргызстане обещает быть достаточно жаркой, перед страной остро стоят финансовые вопросы. В этой ситуации правительству нужны прорывные решения.
Кто же придет на смену Абылгазиеву? По инсайдерской информации, в новые премьер-министры прочат несколько кандидатур: депутата Каната Исаева, экс-премьера Темира Сариева, лидер партии «Онугуу-Прогресс» Бакыта Торобаева. Вскользь упоминается и фигура мэра Бишкека Азиза Суракматова. Однако, судя по откликам в обществе, Суракматов до сих пор не снискал большой популярности среди горожан.
Фигуру Торобаева можно отклонить почти сразу, поскольку его возвышение нарушает негласное правило регионального баланса в кыргызстанской элите, так как Бакыт Эргешович, как и президент, является представителем южного региона.
Канат Исаев, кандидатура которого называется в качестве наиболее вероятных, тоже имеет ряд острых проблем: одна из них – уголовное дело о подготовке массовых беспорядков и насильственного захвата власти в 2017 году. Стоит отметить, что материалы этого дела в настоящий момент находятся на дорасследовании.
Темир Сариев в этом ряду пребывает в наиболее выигрышном положении, хотя и за ним тянется шлейф скандальных дел. В частности, на его имидже пагубно отразились подозрения в коррупции при строительстве трассы на Иссык-Куле. Хоть обвинения выдвинуты не были, но осадок-то остался.
Таким образом, кыргызстанцам остается только надеяться на появление в борьбе за премьерское кресло «темной лошадки» с высшим экономическим образованием, прорывными идеями и креативным мышлением, так как экономика Кыргызстана еще вчера требовала мощных преобразований – а их разработка и реализация должны лечь непосредственно на плечи правительства.