Младшие дети — особая тема в любой семье, пусть даже президентской. Отец трех дочерей Нурсултан Назарбаев может, наверное, считать, что с младшей ему повезло – Алия напрочь лишена политических амбиций, по крайней мере — в сравнении со старшей. С другой стороны, она не так усердствует в поклонении златому тельцу, как средняя (хотя, мягко говоря, материально независима), пишет exclusive.kz (ниже полный текст публикации):
Знакомьтесь: Алия Нурсултановна Назарбаева, принцесса first family, имевшая шанс стать кронпринцессой, по крайней мере, дважды.
Эту мысль поясним позже, а пока расскажем то, что удалось найти в открытых источниках о 39-летней папиной дочке. Надо сказать, сама Алия нисколько не стесняется такого неформального статуса, скорее – исподволь им бравирует.
Вот как она говорила о этом в интервью глянцу L’Officiel: «Папа меня очень баловал, поэтому я считала себя папиной дочкой. Сестры говорят, что отцовские чувства у него проснулись только, когда родилась я. Хотя мне кажется, что это не так. Просто я была маленькой, и он много времени проводил со мной. Я такая же добрая и открытая, как отец. Хорошо, что он не очерствел, не озлобился – для руководителя страны это важно».
Признаться, такого не услышишь публично ни от Дариги, ни от Динары… Впрочем, знающие нашу героиню люди отмечают ее неукротимый нрав – особенно в общении с сильным полом.
О ее бизнесе открытой информации не слишком много – вероятнее всего, первый президент все эти годы оберегал свою принцессу от любопытных медийщиков.
Сама же Алия повествует о своих достижениях в бизнесе с подкупающей легкостью хозяйки жизни: «Я долго искала себя: работала помощником директора на радио Европа+; стажером в юридическом департаменте одного из банков, секретарем у отца в Астане. И, наконец, решила заняться бизнесом! Если честно, то главным мотивом здесь было желание освободиться от опеки родителей. Первая бизнес-идея пришла ко мне лет в девятнадцать. Я тогда училась в США, и мы с подругой после занятий в фитнес-центре должны были ехать на светское мероприятие. В самом центре салона не оказалось и нам пришлось искать место, где бы нас привели в порядок. Тогда я ей и сказала: вот увидишь, я открою в Казахстане центр, где будут и великолепные тренажерные залы, и бассейн, и сауна, и турецкая баня, и СПА, куда люди будут приходить всей семьей на целый день и уходить преображенными.
Через пару лет я начала строить Luxor, став партнером девелоперской компании.
Занималась телекоммуникациями – запускала цифровую связь в Казахстане. Плюс у меня была компания Nursat, занимавшаяся техническим обеспечением интернет-приложений. В своих сотрудниках не потерплю лени, халатности, непрофессионализма, непорядочности. Кроме того, со мной рядом не задерживаются равнодушные люди.» (L’Officiel).
Ее бизнес-империя не столь обширна, как у средней сестры. Алия – гендиректор и совладелец ТОО Caspian Industries LTD(минеральная вода ВИТА), президент корпорации «Алматыфарм», председатель совета директоров ТОО «Элитстрой».
В то же время, ее явно не прельщает перспектива с головой уйти в бизнес или в политику: денег у нее достаточно, а политика… Похоже, это занятие кажется ей слишком скучным.
Хотя в 1998 году именно Алия первой на постсоветском пространстве вступила в явно политический «межгосударственный» брак с сыном тогдашнего президента Кыргызстана Айдаром Акаевым.
Этот опыт для юной принцессы оказался неудачным, хотя, по мнению некоторых наблюдателей, мог существенно изменить расклад сил как в Казахстане, так и в Центральной Азии.
Тем не менее, в 2001 году династический брак распался. Пресса соседней страны (куда более отвязная, чем наша) писала об этом пространно, долго и без всякого политеса. «После поразительного свадебного тоя (в Бишкеке-Е) в стране появился такой анекдот: вы знаете, почему третья дочь Назарбаева вышла замуж не за казаха, а за кыргыза? Ответ простой. Потому что третьего зятя экономика Казахстана не смогла бы выдержать.
На этот брак обращали внимание не как на новую ячейку общества, а на политику, мол, брак стал символом объединения двух азиатских республик. К тому же у Нурсултана Назарбаева была задумка, сделав младшую дочь снохой кыргызов, начать влияние на Кыргызстан как на младшую дочь.
После свадьбы кыргызстанский зять стал помощником министра финансов в отцовском правительстве в своей стране. Ну а Алия продолжила учебу в университете Вашингтона (по официальной информации зарубежных вузов, Алия изучала международную политику). Несмотря на радужные перспективы, на браке двух «принцев» была поставлена точка. Распространились разные слухи об их разводе.
Самый известный – Алия отдалась наркотикам, не помогло даже лечение в клинике на берегу Иссык-Куля известного врача Назаралиева. По другой информации, говорят, причиной развода стал ее сварливый нрав, она не смогла простить случайный первый брак Айдара с известной британской любительницей богачей, госпожой «охотницей» Гогой Ашкенази (казахского происхождения).
Интересна также неизвестная большинству информация о первой супруге Айдара — Гоге. Говорят, что, кроме Айдара, у нее были очень горячие связи с другими несколькими принцами ханских кровей, разными миллионерами. Даже была любовницей мужа средней дочери Назарбаева, миллиардера Кулибаева, родила от него сына… В общем, оказывается, если рассказывать, то у первой супруги Айдара Ашкенази много удивительных историй» — вот такая «лихая» публикация за подписью некой Кайыргуль Молдалиевой обнаружилась на сайте peoplelife.ru. Причем, датирована она 2015 годом, когда о распавшемся союзе все, казалось бы, забыли….
Впрочем, как выясняется, до Акаева-младшего нашу героиню пытался сосватать за своего сына Жармахан Туякбай — тогдашний председатель ГСК, но получил от ворот поворот. А если бы не получил? Кто знает, как звали бы тогда второго президента Казахстана…
Вскоре после развода с Айдаром Алие приглянулся Данияр Хасенов – банковский работник и страстный футболист. Вскоре после того, как они поженились, младший зять президента поучает должность управляющего директора КТЖ, а затем – после экстренной операции в Германии — таинственно исчезает с горизонта first family. Об этой таинственной истории достоверно известно мало, зато слухов великое множество. А вот то, что от этого брака у Алии двое детей – дочери Тиара (2007 г.р.) и Алсара (2011) – чистая правда.
С начала десятых годов наша героиня увлекается кинематографом. Учреждает ТОО «Новый мир продакшн». Продюсирует документальный фильм на экологическую тематику «Пробуждение», 2012 год. По заказу телеканала «Хабар» в 2014 году создает два цикла документальных фильмов «Наследие Земли» с обзором мировых экологических проблем. Фрагменты фильмов вошли как видеоприложение к школьному учебнику «Экология и устойчивое развитие». В телевизионном прокате в настоящее время пять документальных фильмов на экологические темы и четыре рекламных ролика, подготовленных также ТОО «Новый мир продакшн».
Была генеральным продюсером фильма «Дорога к матери» (2016), премьерный прокат в кинотеатрах Казахстана длился шесть недель. Гала-показы состоялись в 12 странах мира. Фильм получил награды на шести международных кинофестивалях, в том числе главный приз международного фестиваля в Хорватии и Гран-при на Международном кинофестивале «Евразийский мост».
Продюсер документального фильма об основах гуманной педагогики «В поисках Учителя» (2018). После показа на телеканале «Хабар» фильм показали также в школах Казахстана для педагогов и родителей.
В 2018-ом Алия выступила генеральным продюсером исторической кинокартины «Томирис». И в том же году получила из рук отца-президента Государственную премию Республики Казахстан в области литературы и искусства за участие в создании полнометражного фильма «Анаға апарар жол» («Дорога к матери»). Ошеломляющий успех – прям как в кино!
Но главное событие в ее жизни той поры – очередное замужество.
Вот как рассказывает об этом сама Алия: «В первый раз, когда мы встретились, у меня было ощущение, что я ему вообще не понравилась. Мне показалось, что он воспринимал меня как избалованную принцессу и так пристально смотрел, что стал даже раздражать. Хотя внешне он мне понравился, но я решила, что он сноб. Во второй раз мы снова оказались в одной компании и разговорились. Позже он признался, что у него действительно были предубеждения на мой счет.
Мне же понравилось в нем то, что он не пытался произвести на меня особое впечатление, а был самим собой. Он сам по себе легкий человек. Помимо того, что хорошо воспитан, Димаш великолепно образован. Он учился в Америке, Италии. Знает несколько иностранных языков. И еще мне нравится, что свою карьеру он начал строить с самых низов, работая в компании КазМунайГаз. И без чьей-либо помощи поднялся до позиции директора департамента. Мне с ним комфортно и интересно. Я очень ценю то, что он чтит семейные традиции, уважает женщину, почитает стариков. И невероятно тепло относится к детям!»
Нового избранника принцессы зовут Димаш Досанов. Ему 38 лет и он, как нетрудно догадаться, из очень непростой семьи. Но для начала — краткая и весьма впечатляющая биографическая справка прекрасного принца: окончил Казахский национальный университет им. Аль-Фараби по специальности «специалист по международным отношениям со знанием двух иностранных языков», Новый экономический университет им. Т. Рыскулова по специальности «Финансы и кредит». Имеет степень магистра делового администрирования (MBA), Джорджтаунский университет, Вашингтон, США.
Трудовую деятельность начал в 2002 году менеджером ассоциации развития малого и среднего бизнеса при аппарате акима Медеуского района Алматы.
В 2004 году работал ведущим специалистом отдела развития новых технологий департамента инновационной политики и развития новых технологий Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан.
В период с 2004 по 2006 гг. трудился в АО «РД «КазМунайГаз» на различных должностях: специалистом, главным специалистом административного департамента, помощником генерального директора, главным менеджером департамента информационных технологий, старшим инженером департамента АСУТП.
В период с 2006 по 2010 гг. был заместителем директора департамента развития казахстанского содержания в крупных нефтегазовых проектах АО «НК «КазМунайГаз».
С 2010 по 2014 гг. работал в NCOC (North Caspian Operating Company) в должности заместителя генерального менеджера по сервису, затем — генерального менеджера по сервису. В период с сентября по декабрь 2014 года был первым заместителем генерального директора, а с 2014 по январь 2016 г. — генеральным директором ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод». С 15 января 2016 года избран членом Правления АО «КазТрансОйл». В январе 2016 года назначен первым заместителем генерального директора АО«КазТрансОйл». С 6 августа 2016 года избран генеральным директором (председателем Правления) АО «КазТрансОйл».
А вот что нашли журналисты сайта «Радиоточка» о семье нефтяного принца. Во-первых, он — племянник известного казахского писателя Сабита Досанова. Во-вторых, Димаш – сын Габита Аймухановича Досанова (1960 г.р.), весьма активно проявившего себя в предпринимательской деятельности. Его данные присутствуют в учредительных документах следующих товариществ, преимущественно задействованных в строительном секторе экономики:
В ТОО «ДиАди», зарегистрированном 21 марта 2006 года по адресу: г. Алматы, пр.Достык, д. 109, оф.11, он числится первым руководителем. Правда, остальная информация о товариществе недоступна.
В ТОО «Фирма Ниет-К» он участвует совместно с Алпысбаевым Куандыком Касымсеитовичем. Компания осуществляет деятельность в строительстве нежилых зданий с 20 января 2006 года. Местоположение фирмы: г. Костанай, пр.Абая, д.21, кв.27.
Финансовая ситуация в строительной компании, судя по уплачиваемым налогам, мягко говоря, нестабильна: сумма уплаченных в казну налогов колеблется от 2,2 тыс. тг. в 2012 г. до максимум — 1 млн. 001,2 тыс. тг. в 2011 году.
В остальных ТОО «САНГАЗ», ТОО KAZ BEER GROUP и ТОО «ПГС Регион», ТОО Oz Sistem Kazakhstan, ТОО AST Capital Group и других — фискальная ситуация еще хуже.
Младший брат зятя первого президента — Рустам Габитович Досанов (1983 г.р.) владеет лишь долей в ТОО «Оценочная компания Express Valuation», с 27 августа 2009 года, оказывающее посреднические услуги при купле-продаже и сдаче внаем жилья и другого недвижимого имущества непроизводственного назначения. Юридический адрес: г. Астана, пр. Абая, д.50, оф.89. Партнер по бизнесу: Шетенов Алишер Абаевич.
Последние годы поступлений от данной компании не наблюдалось, уплачено 5 тысяч тенге.
Вот такая предприимчивая семья приняла в свои объятия нашу героиню. Интересно, кстати, было бы взглянуть на динамику налоговых платежей субъектов семейного бизнеса Досановых после 2016 года, когда Димаш стал младшим зятем first family. Увы, всезнающий Интернет об этом умалчивает…
Вернемся, однако, к характеристике нашей принцессы. Надо отдать ей должное: получив от жизни все, Алия не перестает искать себя. Возможно, виной тому – ее неуемный нрав. Не исключено, впрочем, что ей банально скучно…
Вот как она сама рассказывала о первых поисках себя журналу «Сезон» в 23-летнем возрасте:
— Сегодня Вы — молодая и перспективная бизнес-леди, а кем предполагали Вас видеть Ваши родители?
— Изначально — знаменитой пианисткой. Я пошла учиться в музыкальную школу имени Куляш Байсеитовой по классу фортепиано. Последние несколько лет моим педагогом была Жания Аубакирова, которая очень верила в мои способности. Музыкой я занималась 9 лет, а потом мне нужно было сделать выбор — посвятить себя этому полностью или найти другой путь. В итоге я выбрала второе, подвела меня, скорее всего, моя неусидчивость.
Да, она могла стать, кем пожелает, а желания обуревали ее с детства и, похоже, не отпускают до сих пор. А почему бы и нет, если любые твои желания совпадают с возможностями?
Вот так и случилось, что в 2017 году Алия увлеклась экологией, возглавив Ассоциацию экологических организаций РК. Кажется, еще вчера Алия пробовала себя в индустрии красоты, строительном бизнесе, кинопродюсировании и даже пении, а сегодня уверенно рассуждает о «зеленой» экономике и обязательствах Казахстана в рамках Парижского климатического соглашения.
На первый взгляд экология – занятие не суперприбыльное и политически невинное. Но наша принцесса, очень умело создающая себе имидж любимой жены и любящей матери четверых детей, еще и вполне успешная бизнесвумен. В реестре ее экологической ассоциации можно обнаружить по меньшей мере одну курицу, способную нести золотые яйца. Речь о ТОО «Оператор РОП».
[tds_info]Для тех, кто не в теме, поясним: эта контора создана, чтобы управлять утилизационными сборами с импортируемой в страну продукции – от соков и других напитков в тетропакетах до зерноуборочных комбайнов и легковых авто,грузовиков и автобусов. Все это задумано вроде бы не корысти ради, а пользы отечественного производителя для. Но из тех денег, котоые будут выделены из бюджета, на эту благую цель пойдет далеко не все. А суммы-то весьма впечатляющие:только на утилизацию старых автомобилей постановлением кабмина выделено 250 млрд. тенге. А на очереди –введение утильсбора на импортную сельхозтехнику, картонную упаковку…[/tds_info]Некоторые тут же предположили: мол, эти деньги наша героиня использует на реализацию ее политических амбиций. Есть ли они у Алии? С одной стороны, зачем это принцессе, привыкшей блистать на бесконечном балу удачи? С другой, в транзитный период, который сейчас только начался, возможны любые неожиданности. Даже для папиных дочек…