Высший замысел: как достичь в обществе согласия и гармонии

Автор -

Каким образом миллионы людей, не зная друг друга, не подчиняясь чьим-либо командам, находясь за тысячи километров друг от друга, могут успешно создавать и взаимовыгодно обмениваться стоимостью?

В своем бестселлере «Высший замысел» Стивен Хокинг и Леонард Млодинов задались вопросом, как законы природы могут определять поведение и психологию человека. Согласно их выводу, поскольку люди живут во Вселенной и взаимодействуют друг с другом, при наличии определенных знаний можно заглядывать как в прошлое, так и в будущее. Если это так, то получается, что свобода воли человека – это просто иллюзия, пишет статьи на  Форбс.

Разумно предположить, что на практике такой расчет очень сложен. Он должен включать в себя огромное множество сложно взаимо­связанных переменных. Для решения этих действий потребовалось бы значительное время, вычислительные мощности и финансовые затраты.

Выход из этого затруднения может заключаться в создании эффективной теории. Не нужно знать всего множества отдельных деталей – достаточно уложить их в рамках модели, учитывающей определенные, но постоянно наблюдаемые характеристики.

Экономика представляет собой пример такой модели. Она основывается на положении, что люди обладают свободой выбора и оценивают возможные альтернативные пути своих действий, выбирая наилучшие. Однако эта теория лишь умеренно успешна, поскольку наши действия не всегда рациональны и основываются на дефектном анализе последствий выбора.

Законы экономики также свидетельствуют об упорядоченности, свойственной действиям человека и общества, которой мы подчиняемся, несмотря на различия в культуре, обычаях и государственно-политическом управлении. Каким образом миллионы людей, не зная друг друга, не подчиняясь чьим-либо командам, находясь за тысячи километров друг от друга, могут успешно создавать и взаимовыгодно обмениваться стоимостью?

Достаточно быть рационально ограниченными в рамках своей специализации, чтобы эффективно создавать пользу для себя и окружающих. Как писал Фридрих Хайек, общее знание всех обстоятельств и условий, которое необходимо для создания рационального экономического порядка, в точности определяется тем, что оно никогда не существует в концентрированной форме, а распределено на неполные и зачастую противоречивые части, которыми обладают отдельные индивидуумы.

Такие порядок, последовательность и постоянство существуют в жизни социума. Иначе никто из нас не смог бы заниматься своими делами или удовлетворять самые элементарные потребности.

Пьер Луи Моро де Мопертюи еще в XVIII веке выдвинул принцип наименьшего действия как проявление высшего замысла, закон части и целого: «Все предметы упорядочены так, что слепая и необходимая математика выполняет то, что предписал более ясный и более свободный Разум».

Ценности, создаваемые человеком, зависят от его свободного выбора, расчета, созидательного труда и производства, требующих затрат физической энергии и времени. Стоимость не может возникать из пустоты, без целенаправленного и экономичного действия. Если мы не создаем ничего полезного, то это потеря человеческой энергии, труда, здоровья и жизни. Такие потери происходят из-за ошибок или несовершенства наших знаний, недостоверности информации и нарушения каналов ее коммуникации.

Если средства удовлетворения потребностей не приводят к насилию, потерям или коррупции, то в обществе будут царить согласие и гармония. Каждый вносит посильный вклад в общественное благо и получает за это соответствующее вознаграждение.

Антагонизмы – это всегда результат нарушения общественного доверия, искажения, неполного и несвоевременного представления и учета значимой информации о наших ценных и ограниченных ресурсах.

Поделиться