Минные поля кыргызской политики

Громкую историю задержания экс- президента Кыргызстана и ее последствия KZ.expert обсудил с заведующим отделом Средней Азии и Казахстана Андреем Грозиным.

— Андрей Валентинович, был ли шанс у кыргызской элиты разрешить конфликт между бывшим и нынешним президентом без кровопролития? Почему Жээнбеков пошел на обострение конфликта с Атамбаевым?

— Еще полгода назад стало понятно, что конфликт действующей власти и бывшего президента Алмазбека Атамбаева зашел настолько далеко, что выйдет из него «живым» только один. На мой взгляд, аппарат президента и сам Сооранбай Жээнбеков, и его родня обострили конфликт с одной целью — чтобы Атамбаев собрал чемодан, родню и уехал из страны. Но им не хватило таланта и умения организовать эвакуацию Алмазбека Шаршеновича. Конфликт зашел в тупик, в результате чего один человек погиб, десятки ранены, и страна снова бурлит.

При этом Жээнбеков не производит впечатление кровожадного человека. Он достаточно спокойный, взвешенный, не склонный к резким высказываниям и действиям. Но короля играет свита, и в этом случае эта фраза работает даже не на сто, а на сто пятьдесят процентов. И старшего брата президента, и его остальную родню, как мне представляется, условно можно окрестить ястребами. Эти люди склонны к резким действиям и движениям, к подавлению оппонентов.

Известна и ментальность кыргызской элиты. Компромисс в ней изначально рассматривается, как демонстрация противником слабости, после которой его надо втоптать в землю. Такие национальные традиции и они наслаиваются на, откровенно говоря, некачественную работу аппарата президента, правительства, Жогорку Кенеша, что в итоге приводит к такого рода безобразным ситуациям. Но не только. Признаюсь, у меня этот кризис, штурм резиденции Атамбаева в Кой-Таше, вызвали ощущение провокации.

И в ней не надо искать руку Госдепа или еще кого, она — чисто кыргызский продукт.

— Почему вы так думаете?

— После возвращения Атамбаева из Москвы в Бишкек в стране широко распространилось мнение о том, что начинается разрядка, и теперь обе стороны выйдут из конфликтного тупика, в который они себя загоняли больше года. То есть было четкое ощущение, что процесс идет в сторону стабилизации.

А случилось то, что случилось. Похоже на то, что к этому приложили руку либо ястребы из окружения Жээнбекова, либо другие группы, которым выгодно столкновение, уничтожающее их обоих.

— Почему так важно если не уничтожить, то максимально ослабить?

— Основное содержание всей текущей политической кухни Кыргызстана — подготовка к парламентским выборам в следующем году. Кыргызские коллеги (я с ними уже созванивался) говорят об одном и том же: все сколько-нибудь серьезные действия, которые отмечаются на внутриполитическом, экономическом, внешнеполитических полях в последнее полугодие, — это активная, развернутая предвыборная кампания. Она еще далека от официального старта, но, по сути, уже идет.

Фактор Атамбаева играл в этой кампании дестабилизирующую роль, потому что хотел того Алмазбек Шаршенович или не хотел, но в последнее полугодие он превратился в живой и говорливый символ оппозиции действующей власти. А теперь из СИЗО или, если осудят, из тюрьмы экс-президент Атамбаев будет через адвокатов раздавать разнообразные интервью — Кыргызстан достаточно свободная страна, так что создать вокруг него информационный вакуум не получиться.

Но это не единственная проблема Жээнбекова. С точки зрения рядового гражданина Кыргызстана он продемонстрировал черную неблагодарность. Человек, сделавший его президентом, в конечном итоге оказался в СИЗО. Ведь именно Атамбаев стал главным паровозом, который притащил на себе изначально пятипроцентный рейтинг Жээнбекова к победе на выборах. А менталитет кыргызов не приемлет неблагодарности.

При этом 70% из всего политического класса Кыргызстана, я имею в виду, и элиту, и контрэлиту, северные, южные, формальные и не формальные группы, заняли позицию сторонних наблюдателей. Они, как мне кажется, исповедуют такой подход — чума на оба ваших дома, уничтожьте друг друга в борьбе. Поэтому кризис, который мы наблюдаем, работает на них. То есть официальная власть и Атамбаев в лице Социал-демократической партии взаимно ослабляют друг друга этим конфликтом, расчищая политическое пространство для остальных, которых, повторюсь, 70-80%.

Общая разбалансированность административной системы, которая хронически присутствует в Кыргызстане, привела обе стороны к конфликту, находящемуся сейчас в тупиковой фазе. И проблема в том, что непонятно, как из нее выйти.

— Нет вариантов или они все не идеальны?

— Допустим, Атамбаева посадят. Жээнбеков уже озвучил мысль о том, что бывший президент наговорил и наделал дел на уголовную статью. При штурме его резиденции пострадали люди с обоих сторон. Погиб человек при исполнении служебных обязанностей. А это уже статья, которая влечет за собой высшую меру наказания. В Кыргызстане отказались от смертной казни, так что Алмазбек Шаршенович оказался перед реальной возможностью сесть пожизненно.

Но если его посадить, то это вызовет негативную реакцию всех соседей, поскольку это никому ненужный прецедент, когда транзит власти в одной из республик Центральной Азии закончился тем, что его главная фигура оказалась в тюрьме. Зачем это нужно Шавкату Миромоновичу, Нурсултану Абишевичу, Эмомали Шариповичу или Гурбангулы Мяликкулиевичу? Или России и Китаю? Я думаю, и на Западе без особого восторга смотрят на то, что происходит сегодня в Кыргызстане.

Официальный Бишкек не сумел провести свою политическую линию тонко, не смог сыграть грамотно и умно, чем загнал себя в тупик. Теперь ему надо либо сажать Атамбаева, либо оправдывать, но и то и другое поставит серьезные вопросы о дееспособности действующей власти.

Если бы Атамбаев оказался за границей в середине июля, когда его пригласили в Кремль, ситуация для действующей власти Кыргызстана разрешилась бы наилучшим образом. Возможно, тогда они пытались разыграть именно такую вариацию. Возможно, российский президент пытался донести до экс-президента Кыргызстана мысль о том, что не надо раскачивать лодку, и, возможно, тогда создавались условия для его эвакуации из страны. Но сейчас этот вариант невозможен.

— Почему?

— Во-первых, он находится под следствием в СИЗО, а во-вторых, я не думаю, что после событий в Кой-Таше Москва захочет иметь такого гостя. Акаева приняли — ему трудно поставить в вину кровопролитие и прочие ужасы. Бакиева не приняли в России, его отправили в Беларусь. А Атамбаева куда? В Турцию, где у него бизнес? Я думаю, и Эрдогану он не очень-то нужен.

— А как вы оцениваете реакцию Москвы на события в Кыргызстане?

— Москва занимает достаточно здравую позицию. На всех уровнях твердя о том, что происходящее в Кыргызстане — это сугубо внутреннее дело.

— То есть вы полагаете, что Россия в этом случае не будет вмешиваться?

— Россия может, например, посоветовать Жээнбекову выйти из этого конфликта, не нагнетая обстановку. Однако все понимают, что в Кыргызстане внутриполитический процесс идет с большой долей хаотизации. Попытаться управлять этим хаосом из российского посольства или американского, или китайского, можно, только есть вероятность получить обратный, неприятный для себя результат.

— Однако влияние всех этих стран чувствуется…

— Кыргызстан — особенная страна. Я лет пять назад в интервью одному кыргызскому ресурсу говорил, что это не центральноазиатская Швейцария, как многие любят его называть, а центральноазиатское Сомали. На меня в Кыргызстане сильно обижались, говорили, что я пристрастен, не объективен.

Но что мы видим? Да, за последние пять лет Атамбаев смог укрепить систему, и бурление, которое мы наблюдали ранее, прекратилось. Но мгновение — и в стране снова начались опасные процессы. Потому что в Кыргызстане любая кетменная драка, любое мордобитие по политическим причинам легко перерастает в стрельбу. К тому же, есть множество острых нерешенных проблем вокруг внешних границ с соседями, из-за чего в анклавах периодически случается обострение, звучат выстрелы. Теперь вот новый политический конфликт, который, на мой взгляд, при определенных условиях может перерасти в гражданскую войну, в беспорядки.

Поэтому и Москва, и Пекин, и Вашингтон, и Брюссель, и Анкара стараются не влезать во внутриполитические проблемы Кыргызстана, дистанцироваться от них. Хотя Россия абсолютно дистанцироваться не может, потому что есть интересы — база, ЕАЭС, ОДКБ, «Газпром», в конце концов. Кроме того, в России сотни тысяч жителей Кыргызстана живут на постоянной основе. Поэтому, в отличие от китайцев или европейцев, Россия, даже если сильно захочет, то не сможет отгородиться от кыргызских событий. Кыргызстан уже в России.

Но что делать с новым обострением в этой стране? Никто не знает пока. Поэтому у Кремля подход сейчас сугубо политтехнологический, задача которого погасить конфликтную волну, сбить накал, а дальше пусть сами разбираются.

— А как вы оцениваете реакцию ближайших соседей? Казахстана, Узбекистана?

— В Астане (Нур-Султане), полагаю, откровенно радуются тому, что «награда нашла героя», и Алмазбек Атамбаев сам в этом виноват. Алмазбек Шаршенович, конечно, человек без тормозов, очень эмоциональный. Но то, что он говорил о лидерах Казахстан — вершина его риторических свершений. Помните, Нурсултана Абишевича он назвал престарелым диктатором, а его сравнение г-на Токаева, когда он еще был спикером сената, с денщиком из романа Ярослава Гашека и вовсе за гранью добра и зла. Так что в Астане точно никто о нем горевать не станет.

С Узбекистаном немного другая ситуация. Не так давно в Бишкеке был с визитом премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов. Встречи прошли плодотворно. Узбекистан пообещал предоставить кредиты на экономические проекты в Кыргызстане в размере ста миллионов. Но вот грянул кризис, опять неспокойно в этой стране, и я не уверен, что Ташкент не откажется от своих планов.

Если конфликт рассосется без серьезных последствий для Кыргызстана, то вполне возможно, что и его соседи по всему периметру границ успокоятся и не станут отказываться от экономических проектов.

Кстати, ведь в чем проблема конфликтов в этой стране — Кыргызстан создает неприятные прецеденты для стран постсоветского пространства. Они раздражают руководство соседних государств, но и служат им. Эту страну лидеры наших «стабильных демократий» любят приводит как пример хаотического, диковатого государственного образования, которое того и гляди развалится. Это удобно для внутреннего потребления в Казахстане, Узбекистане или Таджикистане. Вот смотрите, к чему приводит хаос демократических движений, а у нас — порядочек.

— Чем и как может завершится политическое противостояние в Кыргызстане?

— Ситуация с Атамбаевым, полагаю, разрешится в течение ближайших недель. Потому что долго оставлять на нарах экс-президента, создавая ему идеальную политическую трибуну из суда против него, недальновидно. Я думаю, даже у нынешней власти хватит ума до этого не доводить.

— И тем нее менее ему уже предъявлены обвинения в организации массовых беспорядков, в том, что в ходе перестрелки в Кой-Таше убит человек и десятки пострадали…

— Да, но судебный процесс против него накануне выборов чреват непредсказуемыми последствиями. Оптимальным и для власти, и для будущих выборов, и для сохранения политической стабильности в стране было бы сплавить Атамбаева подальше от Кыргызстана. Получится или нет — посмотрим. В любом случае, эта ситуация должна разрешится в короткий срок, до середины осени.

Не стоит также забывать, что Атамбаев человек резкий и особенно хорошо раскрывается, когда на него оказывается давление. Это его черта особенно ярко проявилась весной 2010 года, когда те, кто на него давил, оказались в белорусских лесах.

Кроме того, у него остались хорошие ресурсы — финансовые и политические — события показали, что и сторонники есть, и влияние, и партия. Попытки расколоть СДПК оказались малоуспешными. Официальный Бишкек пытался сначала превратить ее в партию действующего президента Жээнбекова, потом расколоть и погрузить в кризис, но не удалось. Осталось большое количество партийцев, которые в Атамбаеве видят патрона, которому они остаются верны, на которого они рассчитывают в качестве будущего политика, который поведет партию на выборы.

То есть и ресурсы, и организационные возможности у Атамбаева сохраняются — и это большой, значимый фактор, который, думаю, не позволяет власти выйти из нынешнего конфликта быстро и без больших потерь. Клану Жээнбекова надо как-то минимизировать фактор Атамбаева перед будущими выборами, но пока не удается. Они лишь максимально обострили ситуацию и заложили минные поля, которые могут «взорвать» парламентскую избирательную кампанию 2020 года.

Поделиться