Государственная железнодорожная компания Китая была вынуждена признать в этом месяце, что значительное количество грузовых контейнеров, курсирующих между китайскими заводами и европейскими городами, были пусты, пишет South China Morning Post.
Признание China Railway последовало за расследованием Chinese Business Journal, которое показало, что в одном крайнем случае только в 1 из 41 контейнера поезд действительно перевозил товары, пишут СМИ.
В 2013 г. Китай запустил торговую и инфраструктурную инициативу «Один пояс — один путь», которая призвана соединить страны Азии, Европы, Африки и Ближнего Востока сетью портов, дорог, аэропортов, трубопроводов и других инфраструктурных проектов.
Это привело к тому, что многие местные органы власти поспешили открыть железнодорожное сообщение через обширную территорию Центральной Азии между Китаем и Европой, чтобы продемонстрировать свою поддержку геополитической стратегии Пекина. Однако многие экспортеры фактически перевозили пустые контейнеры, чтобы получить государственные субсидии.
China Railway признала существование проблемы в интервью государственной газете Global Times на прошлой неделе. Однако компания настаивала на том, что проблема была в значительной степени устранена в 2018 г. после введения новых правил, ограничивающих количество пустых контейнеров в пределах 10% на поезд.
Компания заявила, что из всех контейнеров, направлявшихся в Европу в 2018 г., только 6% были пустыми по сравнению с 29% для поездов в восточном направлении. В первой половине 2019 г. соотношение сократилось до 2% и 18% соответственно.
Джонатан Хиллман, старший научный сотрудник базирующегося в Вашингтоне Центра стратегических и международных исследований (CSIS), заявил, что проблема пустых контейнеров «согласуется с акцентом «Одного пояса — одного пути» на краткосрочные политические выгоды в ущерб долгосрочным экономическим основам». «Эти маршруты являются эффективным рекламным устройством для продажи сухопутных маршрутов «Одного пояса — одного пути», которые, несмотря на ажиотаж, не оспорят доминирование морской торговли», — отметил Хиллман.
По данным Европейской комиссии, в прошлом году на железнодорожные перевозки приходилось всего 1,3% товарооборота между Китаем и Европейским союзом и 2,6% в стоимостном выражении, несмотря на то что железнодорожный транспорт обычно дешевле воздушного и быстрее морского транспорта. На морские перевозки, предлагающие более конкурентоспособные цены, приходилось 90% общего объема торговли и 60% в стоимостном выражении. На авиаперевозки грузов приходилось 2% объема торговли и 27% в стоимостном выражении.