От «несунов» до duty free: как контрабандисты перегоняют сигареты через Центральную Азию

Автор -
1258

А знали ли вы, что продающими табачные изделия магазинчиками duty free в аэропортах и на других приграничных территориях в странах Центральной Азии (ЦА) могут прикрываться банальные контрабандисты? Хотя, судя по схемам, которыми они пользуются, банальными их и не назовешь.

Zakon.kz ознакомился с некоторыми схемами распространения так называемой серой табачной продукции. Бьет этот бизнес по налоговому карману государств-производителей, и тех, на чьи рынки уходят контрабандные сигареты. Выручаемые от продажи деньги уходят в неизвестном направлении и на неизвестные цели. Причем деньги немалые – об этом говорят объемы контрабанды, проходящей через страны ЦА, и частично оседающей там.

Контрабанда — это выпущенные легально сигареты, которые потом попадают через нелегальный оборот в другую страну. Есть разновидность таких сигарет: illicit whites — дешевые бренды, которые легально выпускаются в какой-либо стране, но без привязки к определенному рынку.

Выпускаются они в таких странах, как ОАЭ, Сербия, Болгария, Таджикистан, Беларусь. И разными каналами направляются в ЦА, которая, по словам специалистов, представляет собой транзитный хаб – туда со всех сторон стекаются потоки контрабандных сигарет и далее они растекаются по территории ЕАЭС.

Наиболее крупным каналом поставок дешевых сигарет являются ОАЭ. Там есть свободная торговая зона Джебель Али, где существует порядка 27 табачных фабрик. Они производят сигареты, легально, а затем их выводят в нелегальный оборот.

Специалисты приводят несколько вариантов распространения из ОАЭ. Например, товар с фабрик переправляют через Иран в порт Bandar Abbas на Каспии, дальше он грузится на сухогрузы. Те идут в морпорт Актау. Специалисты, занимающиеся расследованием таких махинаций, отмечают, что сухогрузы, не доходя до порта, могут стоять неделями или месяцами в ожидании «коридора». Когда его находят, документы меняют с сигарет на другой товар, например, стройматериал, и груз попадает в морпорт Актау. Дальше какая-то часть уходит в Казахстан, основная же часть предназначена для России.

По другому каналу сигареты из ОАЭ могут попасть самолетом через Иран, Афганистан в Таджикистан. Оттуда опять же их перенаправляют в Кыргызстан и дальше.

Что касается объемов контрабанды, то в год, по подсчетам специалистов, выходит 240 40-футовых контейнеров, это 2 млрд 400 млн сигарет. Для сравнения, потребление на рынке Кыргызстана в год составляет порядка 3 млрд 200 млн сигарет.

Контрабанда, например, из Сербии, осуществляется посредством duty free. Произведенные на фабриках этой страны сигареты заявляют, как товар для беспошлинной торговли в Кыргызстане. Там их размещают на СВХ, в таможенных терминалах. После этого сигареты разными путями, небольшими партиями, уходят в Россию.

В Duty free-канал Кыргызстана, по подсчетам экспертов, поступает 2 млрд 800 млн курительных единиц, при легальном рынке потребления 3 млрд 200 млн. При этом вариант, что в страну заезжает количество туристов, которые выкупают в зоне беспошлинной торговли 2 млрд 800 сигарет, весьма сомнителен. На самом деле, эта продукция также разными каналами уходит в нелегальный оборот в другие страны.

Интересна ситуация с сигаретами из Таджикистана. На границе Баткенской области Кыргызстана и Согдийской области Таджикистана есть участок, где граница проходит по дороге. С одной ее стороны Таджикистан, с другой — Кыргызстан. Этот участок спорный и особо не контролируется, поэтому там процветает нелегальный оборот товаров народного потребления, ГСМ и сигарет. Специалисты отмечают, что большая часть контрабанды, которая поступает в РФ, идет именно через эту «дыру».

И еще один канал контрабанды табачки — прерванный транзит из Беларуси. На фабрике в Гродно делают сигареты, оформляют их транзитом через ЕАЭС, например, в Узбекистан или Афганистан. Фура выезжает, и по пути в России исчезает. А товар из нее уходит в нелегальный оборот. При этом документы вместе с водителем все-таки попадают в Бишкек, где транзит закрывают. По документам машина с товаром ушла дальше в пункт назначения.

Специалисты подсчитали, что через центральноазиатский транзитный хаб проходит порядка 6,5 млрд курительных единиц в год. Это двухгодичное потребление такой страны, как Кыргызстан.

Что касается доли контрабандных сигарет на рынках потребления, то в России в 2016 году она составляла в районе 1%, сейчас — более 10%, и идет тенденция к увеличению. В Казахстане в 2016 году были нулевые значения контрабандной продукции на внутреннем рынке потребления, далее небольшой рост. В 2018 году пик — 3,6%, сейчас произошел спад до 2,5%. В Кыргызстане в этом году доля нелегального табака на внутреннем рынке составила также 2,5%.

Снижение доли контрабандного табака на внутреннем рынке потребления в Казахстане связано с тем, что в Кыргызстане вырос акциз на сигареты, поэтому в нашу страну упал переток, потому что это стало невыгодно. В тоже время цена на сигареты в соседней стране выросла и возникла потребность замещения на более дешевые. Поэтому там наблюдается рост доли нелегальных сигарет на внутреннем рынке. И специалисты предполагают, что он продолжится.

Что же побуждает контрабандистов вести такой «бизнес»? Конечно же деньги. По подсчетам себестоимость коробки сигарет, произведенных в ОАЭ, составляет 80-120 долларов за коробку. А в розницу, с учетом платежей во время транспортировки – за смену документов, закрытие лжетранзита и тд., товар уходи по цене в районе 400 долларов за коробку.

Каким же образом контрабандный товар уходит на реализацию? Рассмотрим на примере Кыргызстана.

Из-за увеличения стоимости легальной табачной продукции люди, занимающиеся ее реализацией и поставками в Казахстан и Россию, вынуждены «дополнить» свои обороты контрабандой. Например, это сигареты из Таджикистана или безакцизная продукция, предназначенная для продажи в магазинах беспошлинной торговли. С помощью определенных манипуляций их перевозят на транзитные склады Бишкека, и в последующем товар поступает к вышеуказанным реализаторам. Дальше продукция миксуется в зависимости от заказов. На этих же складах коробки упаковывают в полиэтилен, и с помощью частных перевозчиков, транспортных компаний развозят в Казахстан и Россию.

Используются также международные автобусные перевозки и баульная контрабанда, когда люди в ручную таскают по 2-3 коробки через границу за определенную ставку. Затем товар собирается и направляется дальше.

Вот пример маршрута задержанной крупной партии контрабандных сигарет. Товар изготовлен в Болгарии. Затем контейнер с сигаретами ушел в ОАЭ, оттуда в китайский порт и дальше на разгрузочную базу в Бишкеке. Оттуда с помощью небольших грузовичков небольшими партиями товар перевозили по пунктам назначения.

Часть серых сигарет остается на местных продажах. Например, на Ошском рынке.

Там есть павильон, в котором на прилавках по соседству с легальным товаром в легкосъемных формах размещаются контрабандные сигареты, на которых нет акцизов.

Причем продавцы, судя по всему, не особо то и скрывают, почему эти сигареты в разы дешевле. Им самим, по законодательству страны, за продажу серого товара грозит лишь адмответственность. Тогда как найти основных фигурантов сложно.

Так, старший оперуполномоченный отдела по особо важным делам Управления оперативной работы и дознания Центрального Аппарата ГСБЭП Кыргызстана Искендер Алиев рассказал, что у них ушло не менее полугода на операцию по задержанию поставщиков крупных партий контрабанды. Для этого им потребовалось внедриться и войти в доверие, покупая мелкие партии. Затем же было произведено одновременное задержание на нескольких складах в Бишкеке, и выявлено восемь фур сигарет.

Кыргызские силовики признают, что бороться с контрабандой очень сложно.

Начальник Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТС Кыргызстана, полковник таможенной службы Алмазбек Мамытбеков:

— Полностью искоренить контрабанду мы считаем невозможным. Недобросовестные участники внешне-экономической деятельности всегда ищут лазейки и всегда идут на шаг впереди.

Мамытбеков считает, что борцам с контрабандой не хватает технического оснащения. При этом он не согласен, что только Кыргызстан является ключевым «проводником» контрабанды из Европы и Таджикистана в страны ЕАЭС. По его словам, маршруты идут и через Узбекистан, Казахстан, Россию.

Специалисты отмечают, что процент задержаний от общей массы контрабанды невелик. В ЕАЭС составляет только порядка 4%. Средняя цифра задержаний в мире — от 5 до 10 %.

По данным Искендера Алиева, за три года у них возбуждено 30 уголовных дел по факту контрабанды табачной продукции, ущерб государству составил 30 млн сомов. Львиная доля выявленного — из Таджикистана, на границе в Баткенской области.

Что касается прерванного транзита, когда его незаконно закрывали в Бишкеке, то Мамытбеков не отрицает, что этого не сделать без помощи сотрудников таможенных органов. В 2018 году там выявили более 40 таких сотрудников.

Занимающиеся этими вопросами эксперты отмечают, что с контрабандой табачной продукции бороться в масштабах одной страны сложно. Нужен ряд мер в рамках ЕАЭС. Например, чтобы бороться с прерванным транзитом, предлагается ввести gps-пломбы на фуры с подакцизным товаром. К слову, на Хоргосе тоже пытались наладить практику прерванного транзита. Однако принятыми мерами там это пресекли.

А для искоренения контрабанды через duty free-каналы, нужно ввести квотирование на ввоз для беспошлинной торговли подакцизной продукции, в зависимости от количества туристов, посещающих страну.

Есть и в законодательствах некоторых стран моменты, на которые можно было бы обратить внимание. Например, ужесточение ответственности за нелегальный провоз подакцизного товара.

Поделиться