В начале августа премьер-министры Кыргызстана и Узбекистана договорились о предоставлении узбекской стороной льготного кредита в размере 100 млн долларов кыргызстанским предпринимателям. В случае успеха Ташкент может перенести этот опыт на взаимоотношения в экономической сфере с другими соседями по региону. Для представителей бизнеса, ведущих торговлю между Кыргызстаном и Узбекистаном, это внушительная сумма, пишет Ia-centr.ru.
Для сравнения, по итогам 2018 года объём всей торговли между двумя странами составил 340 млн долларов. Причём, как отметил министр экономики Кыргызстана Санжар МУКАНБЕТОВ, импорт из Узбекистана превышает обратные поставки.
«Импорт больше экспорта. В основном импортируем овощи и фрукты, экспортируем — уголь и цемент. Мы также рассмотрим вопрос экспорта цемента из Кыргызстана в Узбекистан. Он идет в льготном режиме, но 1 октября 2019 года его снимут. Мы будем договариваться, чтобы сохранить льготный режим», — сообщил Муканбетов.
История с этим кредитом тянется с 2017 года, когда кыргызстанский президент Сооронбай ЖЭЭНБЕКОВ во время визита в Ташкент подписал соответствующее соглашение со своим узбекским коллегой. Через год стороны договорились об открытии кредитной линии.
Заем получат предприниматели Кыргызстана через «Айыл Банк». С узбекистанской стороны финансированием кредита займется «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана», АКБ «Узбекский промышленно-строительный банк» и АКБ «Асака». В Кыргызстане банком-партнёром выступит «Айыл Банк». Максимальный лимит финансирования одной сделки определили в 1 млн долларов, то есть будет профинансировано минимум 100 контрактов.
Узбекистан финансирует выход национального производителя на внешние рынки
Ia-centr.ru попросил известного эксперта из Узбекистана, директора Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёра ЭРГАШЕВА в интервью ИАЦ МГУ пояснить мотивы узбекской стороны:
— Узбекистан предоставит предпринимателям из Кыргызстана кредиты на 100 млн долларов. Уверена ли узбекская сторона в целевом расходовании этих средств кыргызстанскими заемщиками?
— Напомню, что договорённость об этом кредите была достигнута ещё два года назад. Финансовые средства предназначены для того, чтобы кыргызские предприниматели могли покупать узбекскую продукцию и импортировать ее в страну. Когда эта идея была впервые озвучена, это уже был серьёзный прорыв в двухсторонних отношениях, прежде всего, для Узбекистана. В 2018 году президенты уточнили условия, и вот сейчас, похоже, достигнуто окончательное соглашение. Эти сроки обусловлены тем, что это первая попытка Ташкента работать в подобном формате в период постсоветской истории.
Ранее не было успешного примера кредитования отечественного экспорта в соседние страны. Частично это объясняет, почему проект идёт с такими долгими и трудными согласованиями. Когда что-то делаешь в первый раз, всегда появляются непредвиденные препятствия. Что касается рисков нецелевого расходования кредита, то никто не закрывает глаза на эту проблему.
И я думаю, что долго идущий процесс согласования подтверждает то, что стороны учитывают риски и тщательно прорабатывают условия, чтобы в итоге проект был реализован с ожидаемой эффективностью. Также пункт о том, что в одни руки нельзя будет давать больше 1 млн долларов, скорее всего, является одним из элементов контроля. Кроме того, есть согласие, что кредит будет оформляться под гарантии правительства и будет реализовывать пулом из трёх узбекских банков.
Их контрагентом будет кыргызский «Айыл Банк». Полагаю, что у этих банков уже отработан механизм проведения экспертизы заявок на займы, и это снизит коррупциогенный фактор.
— В чём заключается экономическая выгода для Узбекистана в кредитовании соседей по региону?
— Как я уже говорил, Узбекистан реализует политику ускоренной реализации модели экспортно-ориентированной экономики. В ней серьёзную роль будет играть производственный сектор, производящий самую различную продукцию. Поэтому Ташкент заинтересован в том, чтобы отечественные товары находили внешние рынки сбыта. Узбекистан получает возможность профинансировать экспорт узбекской продукции, занять свою нишу на рынке соседней страны.
Использование такого нового для себя инструмента как кредитование экспортных операций, это одна из попыток идти по такому пути. В свою очередь, кыргызские предприниматели имеют возможность получить кредиты на льготных условиях. Тем самым, они могут выгодно импортировать необходимую им продукцию, для реализации на местном рынке. В принципе это выгодно и для Узбекистана, и для Кыргызстана.
Казахстан инвестирует в Узбекистан
— В 2017 году Кыргызстан отказался от 100 млн долларов грантовых средств со стороны Казахстана. Почему похожий проект с Узбекистаном дошёл до реализации? И почему вообще более богатый Казахстан мало инвестирует в страны региона?
— Сейчас трудно оценивать процессы, из-за которых сорвалось то соглашение. Скорее всего, там было много политических аспектов. Поэтому не столько экономические, сколько политические вопросы стали преградой для реализации заявленного проекта. Хотя, конечно, есть и какие-то другие причины, о которых мы не знаем. Что же касается того, что Казахстан якобы мало инвестирует в страны Центральной Азии, то я был бы более осторожен в этих оценках.
Могу сказать, что сейчас идёт серьёзное увеличение казахских инвестиций в узбекскую экономику и эта тенденция с каждым годом растёт. Это особенно хорошо видно за последние два года. Может быть, это и не так много на фоне китайских и российских многомиллиардных вложений, но то, что казахстанский бизнес активен и ищет сферу приложений своих инвестиционных возможностей, — это однозначно. Более точно нужно говорить так: в одни страны региона казахские инвестиции идут в большом объёме, а в другие – в меньшем. С чем это связано? Это опять-таки вопросы политической целесообразности, а не только и не столько бизнеса. Бизнес больше всего вкладывает туда, где ему комфортно и удобно работать, и нет политических вопросов, которые бы создавали различные препятствия.
Политической составляющей в предоставлении кредита нет
— Вкладывает ли Узбекистан политическую составляющую в предоставление кредитов по примеру западных стран?
— Я не согласен с этой точкой зрения. Узбекистан, реализуя проект для закупки узбекской продукции, преследует только экономические интересы. И вообще, если упомянуть эту тему, то политические составляющие стоят дороже, чем 100 млн долларов. Снова повторюсь, что у Узбекистана серьёзные экономические причины для того, чтобы активизировать своё экономическое взаимодействие со странами региона. Это просто необходимо в рамках модели экспортно-ориентированного развития страны.
И поэтому Ташкент ищет новые инструменты для стимулирования экспорта. Политических аспектов, насколько я это понимаю, нет вообще, их даже не упоминали во время переговоров. Это чисто коммерческий проект, и его реализуют коммерческие банки.
— Но всё-таки могли же быть кулуарные договорённости между Жээнбековым и Мирзиёевым, например, что в обмен будет учитываться позиция Узбекистана по вопросу строительства ГЭС в КР?
— Строительство ГЭС в Кыргызстане на реке Нарын – это давний проект, и он имеет долгую историю. Есть огромное количество договорённостей, договоров, соглашений, которые принимались, отменялись и пересматривались. Узбекистан по этому вопросу высказал свою позицию. Шавкат Мирзиёев ещё в 2017 году сказал, что Кыргызстан имеет право строить гидроэлектростанции. Также президент упомянул, что Узбекистан, возможно, рассмотрит возможность участия в этих проектах.
Однако с тех пор со стороны Узбекистана об этом ничего не заявлялось. И кредит, который собирается выделять Ташкент кыргызстанским предпринимателям, он – ещё раз повторюсь – чисто коммерческий и не несёт в себе каких-то политических или иных требований. Вопросы строительства или не строительства ГЭС идут отдельной строкой, их нельзя смешивать с другими факторами.
— Если опыт предоставления займов Кыргызстану окажется успешным, то возможно ли проецирование его на другие страны ЦА?
— Если дебютный проект окажется успешным, то этот позитивный опыт можно было бы перенести на экономические отношения с другими странами. В рамках новой экономической модели Узбекистан будет заниматься наращиванием поставок своей продукции в другие страны.
И если первый опыт с Кыргызстаном по кредитованию экспорта окажется успешным, то я уверен в том, что он будет проецироваться на экономические отношения с другими соседями. Возможно, в первую очередь это будет Таджикистан и затем Афганистан. Так что от этого проект зависит многое – эта идея не должна быть холостым выстрелом. Нужно чтобы этот кредит показал свою эффективность. Тогда и можно будет говорить, что в будущем Узбекистан будет предоставлять подобные займы другим странам Центральной Азии.