Сократу приписывают высказывания о том, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить» и что «познать себя» — это путь к истинной мудрости. Но есть ли правильный и неправильный способ такой саморефлексии?
Простые размышления чаще всего превращаются в обычное перемешивание мыслей, что приводит к образованию их рутины и появлению не очень приятных эмоций. Кроме того, различные исследования говорят о том, что люди, склонные к постоянным размышлениям, часто не могут качественно принимать решения, находясь под давлением времени или ситуации, а также подвергаются значительно большему риску депрессии, пишет ZZA.
Вместо того, чтобы постоянно прокручивать в голове разные мысли, научные исследования рекомендуют использовать древний риторический метод, который очень нравился Юлию Цезарю — иллеизм (говорить о себе в третьем лице). Термин «иллеизм» был придуман в 1809 году поэтом Сэмюэлем Тейлором Колериджем от латинского слова ille, которое означает «он, тот». Если вы попробуете рассмотреть какую-либо ситуацию, говоря о себе в третьем лице, вы сможете очистить эмоциональный туман и посмотреть на все без собственных предубеждений и стереотипов.
Такой тип общения с собой может улучшить процесс принятия решений, а в долгосрочной перспективе развить мышление и урегулировать эмоции.
Один из основных исследователей этой темы — психолог Игорь Гроссман из Университета Ватерлоо в Канаде — поставил перед собой цель создать сильную экспериментальную основу для изучения мудрости. В одном из своих ранних экспериментов он установил, что можно измерить разумные рассуждения и что, как и в случае с IQ, этот уровень имеет значение.
Гроссман попросил участников исследования обсудить вслух личную или политическую дилемму, которую он затем оценил по различным элементам мышления, которые долгое время считались решающими для мудрости, включая интеллектуальное смирение, принятие точки зрения других, признание неопределенности и способность искать компромисс. Гроссман выявил, что эти оценки разумного мышления были намного лучше, чем тесты интеллекта при прогнозировании эмоционального благополучия и удовлетворенности отношениями.
Работая с Итаном Кроссом в Мичиганском университете в США, Гроссманн также искал способы улучшить эти показатели с помощью нескольких поразительных экспериментов, демонстрирующих силу иллеизма. В серии лабораторных экспериментов они обнаружили, что люди, как правило, более скромны и готовы рассмотреть другие варианты, когда их просят описать проблемы от третьего лица.
Эти примеры описывают краткосрочное воздействие иллеизма. А что в долгосрочной перспективе?
Чтобы выяснить это, исследовательская группа Гроссмана попросила около 300 участников описать сложную социальную ситуацию, в то время как два независимых психолога оценили их по различным аспектам разумного мышления. Затем участники должны были вести дневник в течение четырех недель. Каждый день им приходилось описывать ситуацию, с которой они только что столкнулись, например, несогласие с коллегой или плохие новости. Половине было предложено сделать это от первого лица, в то время как другим было предложено описать свои проблемы с точки зрения третьего лица. В конце исследования все участники повторили тест разумного мышления.
Результаты Гроссмана были именно такими, как он надеялся. У участников контрольной группы результаты первого и второго теста были примерно равнозначны. У тех же, кто использовал иллеизм, улучшились показатели интеллектуального смирения, понимания перспектив и способности находить компромисс.
Дальнейшая стадия исследования позволила предположить, что эта вновь обретенная мудрость также способствовала лучшему регулированию эмоций и стабильности. После того как участники закончили вести дневник, их попросили предсказать, как их доверие, разочарование или гнев по отношению к члену семьи или другу изменится в течение месяца. Те, кто «общался с собой» от первого лица переоценили свои положительные эмоции и недооценили интенсивность своих отрицательных эмоций. Те же, кто говорил от третьего лица, были точнее. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что их негативные чувства в целом были более приглушенными, и поэтому их прогнозы были более точными. Есть вероятность того, что их мудрые рассуждения позволили найти лучшие способы справиться с ситуацией.
Было бы интересно узнать, можно ли применять этот метод в принятии решений не только личных вопросов, но и рабочих, например. Скорее всего, так и есть. Ведь, например, в покере опытные игроки стремятся к эмоционально отстраненному отношению к игре. И на фондовом рынке чаще более успешными становятся брокеры, умеющие регулировать свои эмоции и смотреть на ситуацию со стороны.