«Сайгачная мафия», существует ли она в Казахстане?

Автор -

«Ведомости Казахстана» рассказывали о том, как группа, состоящая из бывших чиновников и действующих бизнесменов, организовала информационную атаку на вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Ерлана Нысанбаева. Любой, кто не в курсе, может ознакомиться с подборкой статей под этим материалом.

Сегодня же мы осветим результаты проверки деятельности сразу нескольких охотничьих хозяйств в Костанайской области, принадлежащих одному из наиболее ярых злопыхателей Нысанбаева, замеченного в социальных сетях с псевдоразоблачительными комментариями в адрес вице-министра. Итоги проведенного расследования по-настоящему шокируют, проливая свет на то, что могло послужить одним из мотивов информационного давления на чиновника.

Отстрел бетпакдалинской популяции

Дело в том, что в текущем году благодаря весеннему авиаучету в Костанайской области, удалось зафиксировать численность так называемой Бетпакдалинской популяции сайгаков. Она составила 111 тысяч 500 голов, что является своеобразным рекордом. Потому что, например, в прошлом 2018 году зафиксированное количество этих сайгаков не превышало 76 тыс. 400 голов. То есть, сайгаки на севере нашей республики стали активно размножаться и прирастать числом. Так, лишь за год Бетпакдалинская популяция этого редкого животного выросла на 31,7%.

Тем не менее, браконьерство в регионе приняло серьезные масштабы. Особенно удручает то обстоятельство, что во многих случаях стало невозможно установить даже рядовых исполнителей – браконьеров, которые истребляли животных и спиливали их ценные рога.

К примеру, с начала года на Костанайщине возбуждено 14 досудебных расследований по 337-й статье Уголовного кодекса – «Незаконная охота». И еще два дела открыто по статье 339 УК РК или «Незаконное обращение с редкими или находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами».

Таким образом, всего возбуждено 16 уголовных дел. Из них три приостановлено в связи «не установлением лица, совершившего преступление» и еще три дела прекращено за отсутствием состава преступления. В производстве до сих пор находится 10 уголовных дел.

С начала этого года в области зарегистрировано восемь фактов незаконного отстрела сайгаков, всего истреблено 68 самцов, после чего у них отпилены рога. Ни по одному из фактов причастные к ним лица не установлены.

Один из вовлеченных в информационную травлю вице-министра Нысанбаева бизнесмен, является учредителем сразу трех компаний, за которыми на территории Костанайской области закреплены охотничьи хозяйства.

Как безнаказанно убивали сайгаков

Итак, начиная с минувшего 2018 года на землях подконтрольных ему охотничьих хозяйств инспектора «Охотзоопрома» начали исправно находить туши мертвых сайгаков со спиленными рогами.

Впервые это случилось еще 20 августа прошлого года, когда егеря наткнулись на семь туш незаконно отстрелянных самцов сайгаков. По этому факту возбуждено уголовное дело, срок по которому прервался в связи с тем, что не удалось установить лицо, совершившее уголовное преступление.

Мало того, представителю охотничьего хозяйства не удалось даже вручить уведомление о привлечении к административной ответственности, так как он просто отсутствовал на месте.

26 августа 2018 года на территории того же охотничьего хозяйства служащие «Охотзоопрома» вновь обнаруживают туши незаконно убитых сайгаков со спиленными рогами. В этот раз егеря нашли пять мертвых самцов сайгаков.

И снова по странному стечению обстоятельств, уголовное дело прервалось, так как не удалось найти причастных. Ни одного. К тому же, уведомления о привлечении руководства компании, распоряжающейся охотничьим хозяйством, где в течении недели дважды обнаруживали истребленных сайгаков, к административной ответственности, до адресата не доходили. Возбудить даже административное делопроизводство не представлялось возможным (?!).

Компания, владеющая охотничьим хозяйством, включена в список выборочных проверок. Но в связи с изменениями Предпринимательского кодекса, этот список не утвержден Генпрокуратурой Казахстана.

Спустя полгода ситуация с незаконным отстрелом сайгаков на вверенной территории «искреннего критика Нысанбаева» продолжилась. 10 июня 2019 года егеря «Охотзоопрома» обнаружили 16 голов незаконно отстрелянных самцов сайгаков со спиленными рогами. Два джипа «Тойота Ланд Крузер» с браконьерами, совершившими это злодеяние, ушли от погони.

Удивительно, но и здесь не нашли концов: никто не установлен и задержан. Зато Управление природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Костанайской области инициировало расторжение договора на ведение охотничьего хозяйства.

А что же по другим двум компаниям, которые курировали другие охотничьи зоны. А там, оказывается, то же самое.

Например, 26 июня 2019 года группа инспекторов «Охотзоопрома» нашла две туши незаконно истребленных самцов сайгаков с отпиленными рогами. До сих пор по этому делу ведутся оперативно-разыскные мероприятия.

Наконец, впервые за долгое время хотя бы по этому эпизоду в отношении предпринимателя, на чьих курируемых земельных участках систематически находили перебитых сайгаков, возбудили административное производство.

А через месяц – 25 июля 2019 года, на еще одном охотничьем участке псевдоразоблачителя высокопоставленных чиновников, обнаружили 12 мертвых сайгаков с изъятыми рогами.

Ведется досудебное уголовное расследование. И на сей раз, опять же восстанавливая порядок, у местных властей получилось возбудить административное дело.

Любопытно, не правда ли: какое большое количество эпизодов незаконного отстрела сайгаков ради отпила их дорогостоящих рогов на землях одного и того же предпринимателя. И как под копирку: ни одного виновного лица не установлено, все уголовные дела спускаются на тормозах, даже в рамках КоАП власти оказываются парализованными, будучи не в силах доставить уведомление адресату.

И только в этом году все постепенно начинает становиться на свои места: уголовные дела расследуются, а не буксуют, административное производство благополучно возбуждают, в порядок приводится и ситуация с необходимостью расторжения договора на ведение охотничьего хозяйства с лицом, допускающего разгул браконьерства на своих землях.

Не знаем, может быть в прошлом году кто-то сильный и влиятельный вмешивался в привычный ток вещей, прикрывая систематические факты незаконного истребления сайгаков. А в этом году, допустим, он утратил силу и влияние. А раз так, то бесценные рога самцов-сайгаков полезли наверх, требуя справедливости и отмщения.

«Хороший» трофейный бизнес и «плохой» Нысанбаев

Так или иначе, но мы исследовали занимательную подборку комментариев «искреннего злопыхателя» вице-министра Нысанбаева, которые поборник охоты сделал в социальных сетях.

Вот, к примеру, о наболевшем: «Всем привет! Информация для всех охотпользователей: вице-министр Е. Нысанбаев нашел виноватых в охоте на сайгу. Оказывается, это бизнесмены, которые имеют охотугодья. Этот горе-чиновник уничтожает лес, охоту и все, что связано с этим. Пора поставить на место зарвавшегося чиновника».

А вот какой плавный перевод «стрелок»: «Самые главные браконьеры и торговцы сайгаком и их дериватов, это инспектора охотзоопрома. Пора менять руководство охотзоопрома. Кто за?».

Под одним из очередных постов приверженец трофейной охоты размещает фото истребленной «живности», которое расшифровывает следующим образом:

«Вот так весной охотятся наши российские друзья (на полностью законном и научно обоснованном основании) А мы чем хуже?

А, я знаю: у нас есть вице-министр сельского хозяйства Е.Нысанбаев, который вместо того, чтобы что-то делать – все запрещает.

Такие люди как он убивают не только охотничий и рыболовный туризм, но и экономику в нашей стране. Практически в каждом министерстве и государственном органе есть такой тип чиновника – вместо того, чтобы развивать и продвигать нашу страну, они сидят на месте запрещая все подряд» и т.д.

В следующий раз он размещает свое фото с чучелом архара с раскидистыми могучими рогами и вещает:

«Такого архара таджики продают за $40 тыс., а у нас их 6 подвидов и их хотят покупать от $100 тыс. Мы никому не уступаем по разнообразию животного мира и тем более по количеству. Однако мы в ж… и з… Пора встать на ноги и развивать охотничий и рыболовный туризм».

И все в таком же духе, где главным знаменателем выступает вице-министр Нысанбаев, который ограничивает трофейную охоту, а значит не дает продавать архаров от 100 тысяч долларов и выше.

Вместо послесловия: главное – продать!

Является ли совпадением, что на землях такого предпринимателя постоянно находили незаконно отстрелянных сайгаков с отпиленными рогами? Мы, конечно же, не можем дать однозначного ответа на этот вопрос, как и то: причастен ли этот человек к систематическому незаконному убийству редких животных ради их дорогих частей и дериватов, происходило ли это с его ведома и разрешения или он ни сном, ни духом…

Другое дело, что трофейная охота, как выясняется, чрезвычайно выгодный вид бизнеса. А люди, которые сегодня ее лоббируют, находятся в положении тех, кто «хочет сильно», но «не может». Возникает резонный вопрос: а могут те, кто «хочет сильно», их друзья и покровители, все-таки пойти на незаконный отстрел сайгаков и архаров ради их супердорогих частей и дериватов?

Ведь речь идет о прибыльном бизнесе международного масштаба, когда просто нужно уметь «продавать», глядя на все сквозь призму «торгашеской смекалки». И тогда, конечно, всякие чиновники, наподобие Ерлана Нысанбаева, будут как кость в горле. Потому что они, по крайней мере, выполняют роль шлагбаума, без которого уйма желающих распродала бы богатства Казахстана оптом и в розницу.

Поделиться