Сегодня инвесторы вкладывают много денег в образовательные стартапы. Но, например, в России многие из таких проектов проваливаются. В США происходит то же самое? В этом решил разобраться РБК.
Из всех стартапов независимо от сферы выживают только 10%. От идеи до миллиардной компании доходят и того меньше — менее 1% из числа выживших. Сфера образования не исключение. Но в ней есть и структурные проблемы, тормозящие развитие стартапов. Если корпорации с удовольствием платят за софт или инновационные продукты, которые разрабатывают стартапы, то образовательным учреждениям это не нужно. У них в отличие от корпораций нет стимула внедрять инновации. Менеджеры и управленцы крупных компаний видят в новых технологиях возможность увеличить прибыль и получить за это бонус. А вот сотрудники образовательных учреждений не то что бонусы от внедрения инноваций не получат — их могут даже уволить за слишком смелые инновации. Большинство школ и университетов просто не хотят рисковать и менять методы обучения, которые нарабатывали годами.
А много ли успешных образовательных стартапов?
Есть большое количество перспективных компаний, которые обучают людей языкам. Есть приложения, которые развивают мыслительные навыки у детей, и тому подобное. Их трудно назвать образовательными в привычном смысле слова: ведь они не имеют никакой связи ни со школами или университетами, ни с самой традиционной системой образования. Учебные заведения, которые изначально являлись источниками знаний, развиваются слишком медленно, поэтому стартапы все больше отдаляются от них. Их основатели понимают, что могут создать приложение для широкого круга пользователей гораздо быстрее, чем заставить школу внедрить свою технологию.
Каким вы видите будущее этой архаичной сферы в эпоху развития технологий?
Технологии дошли до того, что могут полностью заменить реальное общение с преподавателем и со студентами. Я вижу образование в будущем как комплексную систему, объединяющую искусственный интеллект, виртуальную реальность и многое другое. Уже сейчас в Стэнфордском университете, например, студенты могут брать всевозможные онлайн-уроки у преподавателей, которых выбирают сами. Даже оценки там ставят уже не профессора, а тестирующая студентов автоматическая система. Я думаю, подобные заведения взлетят, а остальные — обанкротятся, потому что не понимают, что сейчас все переходит в диджитал. Университеты без онлайн-курсов через несколько лет станут никому не нужны.