Казахстан: ЗаКадровые игры

Автор -
597

Исчерпавший кредит доверия Администрации (второго) президента экс-аким Шымкента на прошлой неделе неожиданно получил «рефинансирование» в правительстве страны, став советником премьер-министра. Должность не ахти какая, особенно с учетом послужного списка «зын-акима», но это назначение, мягко говоря, является оплеухой Крымбеку Кушербаеву, совсем недавно аннулировавшего «кредит» Габидуллы Абдрахимова, что, вообще, происходит, задается вопросом «Платон Азия».

Вообще, Абдрахимов – весьма примечательная личность. Кроме всего прочего, он входит в небольшое число чиновников класса «А», которые по несколько раз входят в одну и ту же политическую воду. Известно, что он дважды был акимом Шымкента, но уже мало кто помнит, что он два раза (с перерывом в пару-тройку лет) возглавлял Агентство по госслужбе, причем в первый раз, когда ему едва исполнилось 28 лет. К слову, это должность была вполне логичная – ведь он обучался ремеслу в Германии, но в отличие от главного «болашаковца», не по музыкальной части, в Высшей школе госуправления со степенью магистра государственного администрирования.

В Канцелярии премьер-министра он тоже уже был – на должности ее руководителя. В его трудовой книжке есть записи и «председатель Агентства по защите конкуренции», и «заместитель руководителя Администрации президента», и даже чисто партийная – «секретарь партии «Нур-Отан» (как раз в перерыве между акимствованием в Шымкенте). О его достижениях на тех или иных ролях мы говорить не будем. Так же (пока) умолчим о скандалах и «досадных упущениях», так или иначе связанных с именем Абдрахимова. лучше сконцентрируемся на последних передвижениях «Лондон-Шымкент-Астана».

В конце июля новый руководитель АП Крымбек Кушербаев вполне емко объяснил увольнение акима Шымкента – исчерпал кредит доверия. Тогда многие стали предрекать дальнейшую судьбу Абдрахимова, во многом соглашаясь, что «он себя еще покажет». Несколько недель назад ходили слухи, что «мистер Зын-Зын», как его прозвали в почти родном городе, готовиться занять кресло в квазигосударственном секторе, а конкретно – неплохую позицию в «Самрук-Казыне», где могут легко выдать новый «кредит» и даже наперед его оплатить. Однако мало кто ожидал, что его приютит сам Аскар Мамин.

Мало кто, но не все. Дело в том, что три недели назад прошла незаметная новость о назначении заместителем руководителя Канцелярии премьер-министра некоего Даната Жумина. Массовому казахстанскому политическому потребителю он был совершенно неизвестен, зато в Шымкенте это была прославленная во многих отношениях фигура. Наибольшую «популярность» среди местного населения она обрела в бытность работы заместителем акима города – правильно, заместителем Абдрахимова.

На этот раз мы (опять-таки, пока) не станем пересказывать слухи, которыми полнится третий в республике мегаполис, не будем и про некое ТОО АРЕХ упоминать, с которыми в разной степени связаны бывший замакима и его шеф. Это от темы уведет не в ту степь. Даже «достоверную информацию» о том, под чьим прикрытием любителю Гайд-Парка была выстроена такая крутая во всех отношениях карьерная лестница – как-то неприлично заниматься домыслами в таком увлекательном деле. Поэтому лучше поговорим, почему такое стало возможным.

Впрочем, надо отметить, что даже политологи и элитологи без обиняков говорят о том, что без агашек «восстановление кредита» было бы затруднительным. Так, на телеграмм-канале YedilovOnline на днях проведен анонимный опрос «Кто стоит за назначением Габидуллы Абдрахимова?». Первое место с 24% логично занял Аскар Мамин, а вот на втором оказался Карим Масимов (22 %), следующим же (еще более неожиданно) идет Кайрат Сатыбалды, который, как и пункт «другой», набрал 20% голосов. Конечно, такое назначение вряд ли бы прошло без ведома того, к кому претендент будет советы советовать. Однако, скорее всего, сам Аскар Узакпаевич вряд ли бы стал инициатором такого назначения. Поэтому более заслуживает внимание второй вариант в опросе элитолога Едилова.

Здесь нужно вспомнить то, что Абдрахимов заведовал канцелярией ПМ именно во времена первого премьерствования Карима Кажимкановича. Ведь кого попало заниматься документооборотом не поставишь. Более того, на Левобережье Масимов считается неким «старшим товарищем» для многих «болашаковцев», вступивших на трудную, но «благодарную» стезю государственных деятелей. В то же время не стоит забывать, что они оба (премьер-министр и глава КНБ) являются одноклассниками и могли пристроить «младшего партнера» чисто по старой дружбе – не пропадать же добру.

Как бы то ни было, это назначение пошло в разрез политике нынешнего президента и его администрации. Еще не пройдя через испытание выборами, и.о. президента РК Касым-Жомарт Токаев объявил виртуальную войну акимам. Некоторые, наверное, не восприняли это серьезно. Поэтому Токаеву пришлось несколько раз об этом напоминать, а новый глава АП Кушербаев стал в этом плане главным стратегом антиакимовских войн. Первым акимом класса «А», ставшим жертвой этой войны, стал Абдрахимов. Элиты, которые через «удельных князьков» контролируют власть и бюджеты регионов, вздрогнули – в любой момент участь сия могла коснуться и их протеже в главных кабинетах акиматов городов и областей. Нужно было срочно показать, что на «привет» из АП у них есть собственный «ответ». Этим ответом и стало «рефинансирование» кредита доверия экс-акима Шымкента.

По большому счету, кланы (в данном случае будем говорить во множественном числе, так как в противодействии АП заинтересованы все элиты) открыто и вызывающе дали «оплеуху» Кушербаеву вместе с «Ноль-Вторым». Мол, наших ребят не трогайте и нам наплевать на вас, как на «кредитодателей». Это, на самом деле, очень тревожный знак, который говорит не только о фактическом наличие двоевластия в стране (хотя все это усердно отрицают), но и о том, что такое противостояние может вылиться в реализацию поговорки «Когда верблюды дерутся, гибнут мухи». Другими словами, такие кадровые закадровые войны легко могут сказаться на более широких слоях общества. Например, на тех же гражданских активистах. Кстати, это мы уже видим – многих из них вновь стали преследовать за одиночные пикеты и посты в соцсетях, хотя совсем недавно показалось, что такое уже в прошлом.

Мирас Нурмуханбетов

Поделитесь новостью