Как показать отличный результат на любом марафоне? Думаете, достаточно только тренироваться? Ровно 20 лет назад южноафриканские бегуны братья Серхио и Фика Мотсоененги придумали схему, которую даже после тщательного пересмотра результатов судьи так и не раскрыли. Об этом пишет «Чемпионат».
Допинг? Зачем, когда есть брат?
Ультрамарафоны – не для слабаков. Среди таких забегов The Comrades в ЮАР – старейший. Он проходит между городами Дурбан и Питермарицбург. Протяженность дистанции меняется в зависимости от места старта. В 1999-м забег стартовал в Питермарибурге, протяжённость дистанции составила 89 км.
Пробежать такое расстояние, когда температура воздуха превышает 30 градусов, могут только железные люди. Им и награда полагается – большая часть призового фонда марафона делится между спортсменами, которые финишировали в первой десятке в главной категории.
Не бог весь какие деньги, но для беднейших семей ЮАР в то время и $1 тыс. значительная сумма. Именно желание заработать толкнуло Серхио Мотсоененга на участие в The Comrades. 21-летний парень из бедной семьи в деревне Кваква не был гениальным спортсменом, но оказался гениальным махинатором. И допинг здесь совершенно не нужен. Да и не по карману.
Серхио потратил свои скромные сбережения на то, чтобы оплатить стартовый взнос и купить пару часов. Одни для себя, другие для 19-летнего брата Фики. Тот на похож на Серхио словно близнец и тоже занимался бегом! Идея старшего брата заключалась в том, что дистанцию нужно бежать по очереди.
Как сделать так, чтобы никто ничего не заметил? Все просто. Один брат бежит дистанцию, а другой на такси добирается до обговоренной точки дистанции, где находится туалет. Именно там происходит переодевание, а далее стартовавший первым садится в машину и едет до другой точки, где происходит то же самое. Так можно поддерживать довольно высокую скорость и быть всегда в числе лидеров.
Пацан сказал – пацан сделал
Сказано – сделано. Парни заранее изучили дистанцию, поняли, как и где лучше совершать подмену, и дождались дня забега, на который ежегодно заявляется более 20 тыс. героев, или безумцев, кому что ближе. Им нужно обязательно выбежать из 11 часов, чтобы результат зафиксирован, кто не укладывается в норматив, того собирает специальный автобус. Самые быстрые выбегают из шести часов.
В стартовом протоколе значился Серхио Мотсоененг. Он и начал забег, а через 45 минут сдал свою вахту брату. Тот пытался поддерживать примерно такой же темп бега, а затем следовала обратная замена. На финише Серхио был девятым, получил приз в $1 тыс. и золотую медаль (она вручается первой десятке финишировавших). Во флеш-интервью он сказал, что отдаст деньги отцу, чтобы помочь семье.
Но что-то пошло не так. Один из участников по имени Ник Бестер обратился к судьям с просьбой внимательно пересмотреть тайминги на контрольных отсечках и понять, в каком именно месте Серхио Мостоененг его опередил. Ну, терзали парня смутные сомнения, что же не проверить?
Часы на другой руке
Проверили. Никаких нарушений не нашли. Все четко и честно. И не бывать бы никогда обману раскрытым, если бы не фотограф одной из местных газет. Слова Бестера заронили сомнения и в его душу, и он начал пересматривать все сделанные снимки. И разглядел странную деталь: у участника под номером 13018 на одной части дистанции часы на левой руке, а на другой части – на правой. Да и часы разного цвета. И еще у этого участника то появляется, то исчезает шрам на левой ноге.
Через пару дней оргкомитет ультрамарафона вызвал Серхио Мостоененга на слушания, предъявил фотографии (нашлись и видеофрагменты), и парень во всём сознался. На обман толкнула бедность, хотел заработать и хоть как-то облегчить жизнь семье. Деньги уже успел потратить.
Признание вины не освободило его от ответственности. Обоих братьев наказали многолетней дисквалификацией. Но парни, хоть и не участвовали в официальных стартах, продолжали тренироваться. И работали, чтобы помогать семье и покупать себе экипировку. Тренировки даром не прошли.
В 2010-м Серхио Мостоененг, отбывший свой срок, с чистой совестью заявился на The Comrades, пробежал его в одиночку и показал великолепный результат, финишировав третьим. Он доказал всему миру, что может побеждать и без читерства.
Но радость оказалась недолгой. Спустя 10 дней марафонцу предъявили обвинение в нарушении антидопингового законодательства. В его пробе, взятой после финиша забега, найден анаболический стероид нандролон. От пожизненной дисквалификации уйти не удалось.
Возможно, придумай Мотсоененг какую-то другую схему, а не банальный допинг, все бы и прокатило. Но нет. Фантазия истощилась. В любом случае Серхио вошел в историю марафонов. Вот только не совсем в том качестве, в котором планировал.