Когда мы опубликовали материал о жизни наших соотечественников-кыргызов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, то не ожидали, что к этой теме будет такой интерес. Читатели живо интересуются, как там обстоят дела вообще: с уровнем жизни и экономики, в частности.

Интерес кыргызстанцев к этой теме понятен. СУАР интересует людей не только потому, что там живут кыргызы. Поскольку этот регион непосредственно граничит с Кыргызстаном, то если там возникнет очаг нестабильности, это затронет и нашу республику. Поэтому чем спокойнее у нашего соседа, тем лучше для нас…

Перемена участи

В западной прессе Синьцзян давно описывают, как район, где люди будто бы доведены до крайней степени бедности. На самом деле, это совсем не так. К примеру, если в 1952 году общий объем экономики Синьцзяна не превышал 791 миллиона юаней, то в 2018 году он уже составил 1,2 триллиона в той же валюте. Соответственно, ВВП на душу населения вырос со 166 долларов в 1952 году до 49 000 долларов в 2018 году, увеличившись в 37,7 раза. То есть, в среднем — на 5,7% в год. Сейчас общий объем товарооборота Синьцзяна — 20 миллиардов долларов США: в 1481 раз больше, чем был в том же 1950 году.

Вырос и доход на душу населения. В 1978 году он составлял 119 юаней, а в 2018-м — уже 11 975 юаней: рост в сто с лишним раз. Как результат, народ стал намного лучше питаться и одеваться. Ну а поскольку подобное положение дел сильно прибавляет оптимизма, выросла и средняя продолжительность жизни. Опять же сравним: до образования КНР, средняя продолжительность жизни в Синьцзяне 30 лет, а по состоянию на конец прошлого лета — 72 года.

В период с 2016 по 2018 гг. суммарное количество новых рабочих мест в китайском Синьцзяне достигло 1,4 миллиона, а количество крестьян, трудоустроившихся в других сферах из-за переизбытка рабочей силы в сельском хозяйстве, составило около 8,305 миллиона человек. Только за первые шесть месяцев 2019 года создано 353,4 тысячи новых рабочих мест для местных жителей.

Теперь — о бедности. Ее отсутствие или низкий процент — одна из самых серьезных гарантий национальной безопасности: не только своей, но и соседей. В 2013 году уровень бедности в СУАР составлял 19,5%, а через 5 лет — 6,1%. От бедности избавились 2,31 миллиона жителей в период с 2014 по 2018 годы. Мало того: в прошлом году Синьцзян снова выделил более 33,4 миллиарда юаней на борьбу с бедностью. В частности, 85,5% из этих средств было направлено в четыре округа на юге Синьцзяна: Хотан, Кашгар, Аксу и Кызылсуу-Кыргызский автономный округ. Здесь нужно немного напомнить о географии: все эти округи граничат с Такла-Маканом — самой большой в Китае и второй по величине в мире пустыней с зыбучими песками.

Кроме того, по состоянию на конец апреля этого года, в четырех вышеназванных округах было запущено около 1900 проектов, в том числе 1387 – в 22 уездах, где наблюдается крайняя нищета. Строительство большинства проектов планируется завершить уже в сентябре – октябре, а тамошние бедняки, получат выгоду от этих проектов уже в этом году.

Поскольку пустынные и горные районы во всем мире относятся к зонам рискованного земледелия, то жители всех этих округов на протяжении длительного времени страдают не только от бедности, но и от суровой погоды. Поэтому, чтобы абсолютную бедность ликвидировать к 2020 году, власти Синьцзяна применяют так называемый «комбинированный» подход. Во-первых, всячески поощряют переселение бедного населения в более зажиточные районы, а во-вторых, ускоряют строительство инфраструктуры и увеличивают социальный пакет жителям бедных деревень.

Сейчас в СУАР обязательное 9-летнее, а в южных районах Синьцзяна — 12-летнее школьное образование. С 2016 года правительство Синьцзяна ведет всеобщую проверку здоровья жителей региона. За последние три года общий объем средств, выделяемых на эти цели составил 4,068 миллиарда юаней. На эти средства врачи СУАР провели за три года 53,83 миллиона медосмотров — программой охвачено, в основном, все население, имеющее прописку в регионе. Централизованная медицинская помощь, в рамках страхования на случай тяжелых заболеваний, и услуги врачей при хронических болезнях, оказываются повсеместно.

Все эти инициативы обеспечили жителям Синьцзяна более высокий уровень доступа к материальным благам не только сейчас, но и в будущем. И в этом — тоже залог благополучия и безопасности не только СУАР, но и всех приграничных государств.

Евразийские маршруты

Вторым важным фактором процветания любого региона мира совершенно справедливо называют развитие транспорта. Выходов к морю у Синьцзяна нет, но это не мешает ему в полной мере использовать свое региональное преимущество.

В настоящее время современные комплексные транспортные сети, проходящие через южный и северный Синьцзян, которые соединяют внутренние и внешние границы, уже в большинстве своём сформированы, а автомагистрали соединили все муниципалитеты на всей территории провинции. Уровень проезда в районных деревнях достиг 99,74%.

Теперь — о железных дорогах. Общая протяженность железных дорог в СУАР — 5 959 километров. C января по сентябрь текущего года объем железнодорожных грузовых перевозок в Синьцзяне достиг отметки в 100 миллионов тонн. За пять лет в СУАР построено 925 километров новых железных дорог. Все это привело к тому, что в 2018 году общий объем экспорта и импорта между Синьцзяном и 36 странами вдоль «Экономического пояса Шелкового пути», включая Кыргызстан, Казахстан, Россию и Монголию, на 13,5% превысил прошлогодние показатели, составив 291,540 миллиарда юаней.

Прогресс не стоит на месте: больше месяца назад введены в эксплуатацию первые высокоскоростные пассажирские поезда, которые могут развивать скорость до 160 километров в час. Китайская пресса пишет: «Поезда под названием «Фусин» пока будут ходить по существующим рельсам в СУАР. В отличие от устаревших моделей, у новых ниже уровень шума, а в вагонах есть контроль климата. Подобные составы уже курсируют между Пекином и Шанхаем со скоростью 350 км/час. Первые составы «Фусин» в СУАР отправились 8 августа из административного центра Урумчи в Корлу и обратно. Время в пути между городами сократилось с 5 до 3 часов, а всего ежедневно работают три пары составов». К концу этого года в СУАР запустят еще 20 составов «Фусин» по различным железнодорожным маршрутам.

Растет и охват воздушным транспортом. Сейчас в Синьцзяне действует 21 гражданский аэропорт, который сообщается с 16 странами, 21 межрегиональным городом и 81 внутренним городом провинции. Ожидается, например, что после модернизации аэропорта «Дивопу» в Урумчи, его пропускная способность увеличится с 20 миллионов пассажиров до 44 миллионов. Таким образом, «Дивопу» станет крупнейшим международным узлом для соединения Китая с Западной и Центральной Азией. Сейчас «Дивопу» поддерживает авиасообщение с 17 странами и 22 городами международного и регионального значения по 23 маршрутам. Из Урумчи в Европу главным образом экспортируется электроника, одежда и игрушки, а импортируются — сухие молочные смеси, электромеханическое оборудование, красное вино и косметика. В Центральную и Западную Азию, а также Россию экспортируются мелкие товары, электроника и прочие товары, а оттуда везут охлажденные морепродукты, сельхозтовары, одежду и украшения с этническими мотивами.

Напомним, что 4 июля успешно прошел первый полет грузового авиарейса Урумчи-Алматы, а еще раньше — в мае этого года — открыт грузовой авиарейс Урумчи-Бишкек. А частности, авиакомпания China Southern Airlines разработала план дальнейшего развития в СУАР. По нему международная сеть авиамаршрутов будет расширяться не только на Запад, с охватом всей Центральной и Западной Азии и Европы, но и на Восток – в Японию, Южную Корею и вообще всю Юго-Восточную Азию…

А теперь самое время рассказать, чем тема развитие Синьцзяна интересна нам — кыргызстанцам. Не только потому, что об этом просят наши читатели. Накануне выхода в свет этого материала мы специально опросили несколько знакомых бизнесменов. Действительно, интерес к китайскому рынку у людей дела (а именно так переводится слово «бизнесмены») имеется. В развитии Синьцзяна действительно открываются огромные возможности для кыргызского бизнеса, который, как и всякий другой, заинтересован в расширении рынков сбыта своих товаров или приобретении какой-либо новой продукции.

Дамир Эркинбаев

Поделиться