Бывший президент Кыргызстана Аскар Акаев прокомментировал переговоры глав Украины и США, Владимира Зеленского и Дональда Трампа, а так же рассекреченную стенограмму их телефонного разговора. По его словам, американский лидер повел себя крайне корректно, хотя сам факт записи телефонного разговора стал неожиданностью. Своим видением Акаев поделился в интервью «Московскому комсомольцу»:
— Аскар Акаевич, по вашему опыту, как проходят телефонные переговоры между президентами?
— Во время телефонных переговоров присутствие помощников не обязательно. В том числе не нужен переводчик, если оба президента не нуждаются в нем. Но оказывается, что телефонные разговоры президента США записываются. Для меня это стало открытием, потому что я никогда этого не делал, хотя телефонных переговоров было много. В частности, у меня была прямая связь с главами всех членов СНГ.
— А как проходят очные встречи?
— Там всегда присутствуют помощники и советники. Размер делегации может достигать 10-15 человек. В нее входят министры, помощники и так далее. Все зависит от характера встречи. И обязательно ведется запись.
— Эти люди присутствуют в качестве статистов, которые слушают и записывают, или они тоже принимают участие в обсуждении каких-то вопросов?
— Министры призваны помогать своим президентам. Президент обращается к своим министрам по конкретным вопросам, они разъясняют ситуацию, напоминают ему о чем-то и так далее. Пассивной их роль точно не назовешь, они очень важны.
— По вашему опыту, переговоры с США чем-то отличаются от переговоров с представителями других стран?
— Абсолютно ничем. Протоколы межгосударственных встреч похожи друг на друга. Если кто-то захочет оказать давление, он сделает это не за столом переговоров, а пошлет какого-нибудь помощника или своего советника. Вот он может приехать и начать угрожать, что в случае невыполнения какого-то требования вас будут ждать очень серьезные последствия.
Поведение Джо Байдена в этом смысле все же является уникальным случаем. Вице-президент США давил на главу Украины, чтобы тот уволил своего генерального прокурора. Причем он сам рассказывал об этом в интервью СМИ. Я не помню подобных случаев в истории международных отношений.
— Из опубликованной стенограммы, по-вашему, можно сделать вывод, что Трамп каким-то образом давил на Зеленского?
— Я услышал другое. Трамп, вопреки сложившему в СМИ образу, очень вежливо попросил своего коллегу разобраться с одним уголовным делом, которым интересуется даже не он сам, а определенные круги в США. Это предельная деликатность.