Казахстан: Как примирить две башни власти

Автор -
1956

По информации, просачивающейся за пределы государственного аппарата, среди чиновников Казахстана царят не то чтобы панические настроения, но растерянность.

А все потому, что внутри авторитарной политической системы и суперпрезидентской вертикали сформировались два эпицентра власти, которые никак не могут договориться между собой, пишет Kz.expert.

Первый президент РК Нурсултан Назарбаев продолжает, как минимум, держать руку на пульсе, о чем свидетельствуют его частые встречи с руководителями государственных и квазигосударственных структур, включая премьер-министра  и председателя Национального банка РК.

В свою очередь действующий президент РК Касым-Жомарт Токаев начал говорить вещи, удивительные для Акорды. Например, про демократизацию. Более того, он пытается скорректировать госуарственную политику и обновляет чиновничий корпус.

В результате такой раздвоенности в госаппарате, расколотом на множество групп влияния и кланов, продвигающих и защищающих свои частные интересы, , но монолитном в плане понимания, кто есть главный,  появились трещины. И их будет все больше по мере усиления центростремительных и центробежных процессов внутри верхушки казахстанской элиты.

Очевидно, что представители элитных кланов стараются выдерживать баланс между Нурсултаном Назарбаевым и Касым-Жомартом Токаевым, дабы не попасть  кому-то из них в немилость. Но внутри госаппарата подобная тактика выживания невозможна, ведь чиновникам так или иначе приходится принимать решения, а не ограничиваться общими словами.

Поэтому госаппарат оказывается в положении, когда его отдельные винтики в ситуациях с несовпадающими политическими указаниями или не могут принять решения вообще, то есть  впадают в ступор, или принимают решение, которое в любом случае будет признано неправильным.

Пока ситуация не критична, поскольку в силу инерции Назарбаев и его подвертикаль пока доминируют в стране. Но если елбасы проживет еще пару лет, а значительная часть госаппарата (в первую очередь второй и третий эшелоны) переориентируется на Токаева (хотя бы потому, что именно он подписывает соответствующие указы и распоряжения), то ситуация кардинально  поменяется.

«В связи с этим мы хотим привлечь внимание к инструменту, который может быть использован для формализации процесса достижения консенсуса не столько между первым и вторым президентами, сколько между всей ныне правящей верхушкой страны. Им, по нашей оценке, вполне могло бы стать Бюро Политического совета партии «Нур Отан».

Правда, найти на сайте партии список членов Политсовета и его Бюро нам не удалось, а в разделе «Руководство» есть только информация о лидере общественной организации и его заместителях. Поэтому воспользуемся данными из казахстанской прессы и процитируем материал  интернтет-сайта «Капитал.kz», опубликованный с заголовком «Избраны новые члены политсовета Nur Оtan» и подзаголовком: «В действующем составе бюро партии 11 членов»:

«В состав бюро политического совета «Nur Otan» входят: Токаев Касым-Жомарт — Президент Республики Казахстан; Мамин Аскар — премьер-министр; Байбек Бауыржан — первый заместитель председателя партии; Назарбаева Дарига — председатель сената парламента; Нигматулин Нурлан — председатель мажилиса парламента; Годунова Наталья — председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; Исекешев Асет — исполнительный директор Фонда первого президента; Павлов Александр — председатель совета директоров АО «Народный банк Казахстана»; Тажин Марат — государственный секретарь; Дархан Кыдырали — председатель правления республиканской газеты «Егемен Қазақстан»; Даулет Карибек — лидер молодежного движения «JAS OTAN».

Таким образом, по нашей оценке, текущий состав Бюро Политического совета партии «Нур Отан» состоит их трех групп лиц:

  • во-первых занимающих высокие государственные должности (Касым-Жомарт Токаев, Аскар Мамин, Дарига Назарбаева, Нурлан Нигматуллин, Наталья Годунова, Марат Тажин),
  • во-вторых, «видных представителей общественности» (Байбек Бауыржан, Дархан Кыдырали,  Даулет Карибек),
  • в-третьих, тех, кому Нурсултан Назарбаев доверяет больше, чем другим, и которые по этой причине входят в его ближайшее окружение (Александр Павлов и Асет Исекешев).

Сразу оговоримся, что наше деление на группы достаточно условно, поскольку многих членов Бюро Политсовета можно расклассифицировать и иначе, например, поставив  Марата Тажина и Даригу Назарбаеву в список доверенных лиц.

Но в любом случае сегодня персональный и качественный состав Бюро Политсовета формально правящей в Казахстане политической партии очень сильно напоминает президиумы Верховных советов СССР и Казахской ССР, игравшие главным образом представительскую роль.

Мы это специально подчеркиваем, поскольку вариант обновления «Нур Отана» и превращения этой партии в реальную политическую силу с помощью надувания щек и  имиджевых акций провалится со стопроцентной вероятностью. Чтобы «оживить» «Нур Отан» в условиях авторитарной политической системы в кратчайший срок и с максимальным эффектом, Нурсултану Назарбаеву и Бауржану Байбеку нужно превратить Бюро Политсовета в некое подобие ЦК КПСС и Бюро ЦК Компартии Казахстана.

Это, кстати, решит и еще одну задачу — формализации диалога внутри верхушки правящей элиты, а также согласования позиций елбасы и его преемника.

Другой вопрос, пойдет ли на это Нурсултан Назарбаев?», пишет Kz.expert..

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться