Информированные источники, близкие к правительству Таджикистана сообщают, что во Дворце нации (резиденции президента страны) до сих пор не пришли к окончательному решению, выдвинуть ли самого Эмомали Рахмона на еще один семилетний срок в 2020 году или ему уже пора передать власть одному из своих близких, например, тому же Рустами Эмомали? Об этом пишет «Ахбор»:
Эмомали Рахмон вместе с титулом «Лидер нации – Основатель мира и национального единства” получил и право на безограниченное выдвижение своей кандидатуры на президентский пост. Но ко времени выборов следующего года, ему будет уже за 68, а ко времени окончания еще одного срока – почти 76.
В Таджикистане уже несколько лет Рустами Эмомали, старшего сына президента, рассматривают как возможного наследника кресла отца. Дворец нации уже предпринял некоторые конкретные шаги в направлении реализации такого сценария: Рустами Эмомали усиленно апробируют в различных ключевых постах – во главе Таможенной службы, Антикоррупционного агентства, а ныне – на посту мэра столицы. Также в 2016 году минимальный возраст для кандидатов в президенты был снижен с 35 до 30. Рустами Эмомали 30 исполнилось в декабре 2017 года и он уже может участвовать в президентских выборах в качестве кандидата.
Но тут стоит вопрос о том, насколько основные вешние игроки будут признавать сценарий передачи власти от отца к сыну в Таджикистане? У Китая, скорее всего нет претензий тому, чтобы Эмомали Рахмон вместе себя назначил сына. Но Россия, конкретнее ее президент Владимир Путин, судя по полученной информации, не очень одобряет такие сценарии создания семейных государств на территориях, подконтрольных Москве.
Весной этого года, когда ушел в отставку совсем одряхлевший 79-летний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, при всем своем влиянии и в Казахстане, и на Москву, Назарбаев не смог назначить своим преемником свою дочь Даригу. Многие считают, что именно Москва, а конкретнее Путин, воспротивились планам Назарбаева и он был вынужден назначить преемником по родственным линиям, лично ему чужого, а в целом безвольного и послушного Касым-Жомарта Токаева.
Когда Москва не разрешила даже всесильному Назарбаеву передать власть его детям, в Душанбе занервничали, подумав, что в таком случае, Путин ни за что не позволит такое Рахмону, которые и по весу, и по степени влияния намного слабее Назарбаева.
В апреле, во время встречи Эмомали Рахмона с Путиным в Кремле, судя по поступившим сообщениям, был затронут и вопрос о передачи власти в Таджикистане Рустами Эмомали, но Путин как-будто не принял этот сценарий. Якобы Путин сказал Рахмону, что его сын еще молод и не осилит руководство страной, ему нужно еще несколько лет набраться опыта.
Путин как-будто на этой встрече посоветовал Рахмону присмотреться к другим вариантам и кандидатурам, в том числе к председателю Маджлиси милли Махмадсаиду Убайдуллоеву или премьер-министру Қохиру Расулзода в качестве переходной кандидатуры.
Но, как рассказал сайту «Ахбор” высокопоставленный таджикский чиновник, в Душанбе надеется, что такая позиция Кремля очередной каприз, который из Москвы показывают Душанбе накануне каждых выборов.
Наш собеседник уверен, что Кремль сменит свою позицию и поддержит как обычно Эмомали Рахмона или любую другую выбранную им кандидатуру, как только протолкнет свои условия Таджикистану.
А в обмен на свою лояльность Кремля к кандидатуре Рустами Эмомали, Кремль может потребовать от Рахмон такие уступки, как присоединение Таджикистана к Евразийском Союзе, возвращение российских пограничников на таджикско-афганскую границу и преференции для российского бизнеса в перспективных месторождениях Таджикистана.
В ходе опроса читателей сайта «Ахбор” на вопрос: «Кто станет президентом Таджикистана в 2020 году?” 29 % читателей проголосовали за лидера оппозиции Мухиддина Кабири, 28 % — за мэра Душанбе Рустами Эмомали и 21 % — за нынешнего президента Эмомали Рахмон. Несмотря на лидерство Кабири в «одиночном выступлении”, в общем зачете он отстает от семьи нынешнего президента, которые вместе набрали всего 51 % или более половины всего голосов.
Это неофициальный опрос, но на данный момент опрос проведенный сайтом «Ахбор” с его 7403 участниками считается самым обширным опросом на тему президентских выборов Таджикистана, которые пройдут в следующем году.
Читателям сайта «Ахбор” в этом опросе предлагалось выбрать между несколькими возможными кандидатами, а также несколько других вариантов ответов без конкретных фамилий. Но в целом в этом опросе, который продолжался примерно год, голоса распределились в основном между тремя кандидатами – один от оппозиции и два – от нынешней правящей семьи.