Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев опроверг слухи о двоевластии в стране после своей отставки с поста главы государства. Елбасы заявил, что он обеспечивает работу Совета безопасности, председателем которого является, Ассамблеей народа Казахстана, руководство партией «Нур Отан», а также председательствует во многих международных органах, в создании которых принимал участие.
Новый президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, по словам Назарбаева, лишь советуется с ним, но решения принимает самостоятельно. Тем не менее эксперты утверждают, что Акорда не является единственным центром принятия решений. Второй – «библиотека» – Назарбаев-Центр, который служит резиденцией елбасы. Об этом пишет «Независимая газета».
Нурсултан Назарбаев назвал разговоры о двоевластии в Казахстане сплетнями.
«Это, как говорят, от лукавого. Сплетни специально запускаются людьми, которые не хотят стабильности в Казахстане. Хотят, чтобы здесь драка была, раздвоение было и т.д. Это наши беглые воры, предатели Родины, они оттуда запускают, чтобы спокойную жизнь народа нарушить.
Это не имеет никакого основания под собой, поскольку Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, по типу французской, российской, отчасти американской», – заявил елбасы в интервью казахстанскому каналу «Хабар», когда президент Касым-Жомарт Токаев находился в Туркменистане, где принимал участие в саммите глав СНГ.
Рассуждая о нынешней системе управления и своем месте в ней, Назарбаев напомнил, что Токаев избран всенародно и является президентом. Согласно закону, сам Нурсултан Назарбаев является председателем Совета безопасности, который решает вопросы внутренней и внешней политики, участвует в согласовании кадровых назначений: «Но это коллегиальный орган, я только председатель, а там членами являются все руководители страны, где мы коллективно решаем, чтобы не допустить ошибок. И мой статус, тоже определенный конституционным законом елбасы».
То есть стратегическое направление развития страны определяется именно им. Второй президент обращается к нему за советами. «Президент Токаев советуется со мной, и когда обращаются, я с высоты своего опыта жизненного и практического, ради страны такие советы даю. Но советы советами, а решение принимает тот, кто берет эти советы», – отметил елбасы.
Для него главное, чтобы сохранялась преемственность – курс на развитие, на стабильность страны сохранялся дальше, объяснил Нурсултан Назарбаев. В качестве примера он привел слова Уинстона Черчилля, где тот говорил, что у него «никакого сомнения нет, что отдавать власть намного приятнее, чем принимать ее».
Как ранее писала «НГ» , в Казахстане сложилась такая конфигурация власти, при которой один из президентов пытается сохранить себя в политическом поле, другой – усилиться и расширить свои возможности.
Как сказал «НГ» директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев, ситуация в Казахстане не совсем «безобидная», поскольку она дезориентирует международное сообщество: есть вопросы, которые надо решать на официальном уровне, но при этом есть елбасы, который какие-то вопросы решает вне официального поля. Но это единственное «противоречие». А в целом между первым и вторым президентами никаких проблем пока не видно.
Казахстанский политолог Виктор Ковтуновский на своей странице в Facebook обратил внимание на реальные действия первого президента за последние полгода. «Он по-прежнему принимает руководителей всех рангов и уровней, не смущаясь тем, что они находятся в непосредственном подчинении Токаева. Акимы и министры, чуть ли не ежедневно, отчитываются перед елбасы и получают его высочайшие рекомендации», – подчеркнул Ковтуновский.
По его словам, с точки зрения правящей элиты объективным показателем отхода от дел был бы отказ Назарбаева хотя бы от одной из своих трех нынешних должностей. Но он не только ни от чего не отказывается, но и демонстрирует в своих ипостасях небывалую прежде активность. Он словно соревнуется с действующим президентом в лидерстве на информационном пространстве, ни на йоту ему не уступая.
По его словам, параллельно, по прямому указанию Назарбаева, идет «перезагрузка» Нур Отан, нацеленная на усиление влияния руководимой им же партии на правительство и акимов всех уровней. Мажилис и Сенат (парламент Казахстана. – «НГ») начинают демонстрировать действующему президенту свою «суверенность», а сам елбасы регулярно подвергает критике инициативы своего преемника. Не удержался он от этого, кстати, и в интервью «Хабар».
«Такое позиционирование оставляет мало сомнений у работников государственного аппарата: они понимают, кому следует подчиняться в первую очередь и чье слово будет решающим. В этом контексте утверждение, что «никакого двоевластия нет» звучит по меньшей мере двусмысленно», – полагает Ковтуновский.
Эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов подозревает, что Назарбаев, упоминая в своем комментарии «предателей Родины», подразумевает скорее всего Мухтара Аблязова (олигарх и политик, обвиненный в Казахстане в хищениях в особо крупном размере и скрывающийся за рубежом. – «НГ»). «Так или иначе, это свидетельство влияния Аблязова на какую-то часть казахстанской элиты. Не в наших, постсоветских традициях, называть главам государств лидеров оппозиции по именам. Это как в случае с Навальным», – сказал «НГ» Аркадий Дубнов.
«В транзите власти в Казахстане за полгода его реализации обнаружились слабые места. Действительно, некая «шизофрения» во властных элитах, определяемая неспособностью выявить, где действительно находится центр принятия решений, угрожает известной неуправляемостью происходящего в стране и заодно эффективности проведения необходимых реформ.
Поэтому Назарбаев, остающийся дееспособным и внятным национальным лидером, не может этого не понимать. По словам эксперта, полгода, прошедшие с отставки Назарбаева, выявили достаточную самостоятельность и независимость поведения Токаева, который уверенно начал концентрировать власть в попытке реально стать главой государства. Это само по себе уменьшает партию его основного соперника на Олимпе Дариги Назарбаевой. Я расцениваю выступление елбасы, как трезвую оценку неприятных последствий, как месседж тем, кто решил, что поддержка Дариги Назарбаевой является дальновидным шагом в условиях Казахстана», – отметил Дубнов.