В Подмосковье из зооуголка сбежал кот, который являлся вещественным доказательством по делу о поставке наркотиков в исправительную колонию № 6 в Туле. Он же являлся и орудием преступления: проносил, по версии следствия, на территорию колонии наркотики, спрятанные в ошейнике. Об этой странной истории пишет «Знак» со ссылкой на «Коммерсантъ».
На скамье подсудимых — заключенный ИК-6 Эдуард Долгинцев. По версии следствия, он решил наладить канал поставки наркотиков в колонию, для чего использовал рожденного на территории ИК кота, который периодически покидал ее через небольшой лаз.
В июле 2018 года знакомый Долгинцева надел на кота ошейник с тайным кармашком, куда положил сверток с наркотиками. Но план провалился: мужчину задержали сотрудники полиции. Кота признали вещдоком «серо-бело-черного цвета» и отправили на передержку в местный зооуголок.
Накануне адвокат подсудимого Дмитрий Сотников рассказал «Коммерсанту», что он на днях поехал в зооуголок в Новомосковске, куда кота отдали на ответственное хранение. Выяснилось, что еще зимой пушистый наркокурьер сбежал.
Наличие кота, утверждает адвокат, крайне важно для линии защиты по делу Эдуарда Долгинцева: нужно «установить, насколько такое орудие, как кот, годно для совершения преступления».
Сотников не доверяет версии следствия о попадании кота в зону через лаз в заборе. По мнению адвоката, администрация колонии никак не могла допустить наличия дыр в ограждении, следовательно, кота можно только перебросить.
Поэтому Сотников собирался ходатайствовать о проведении следственного эксперимента. «Надеть на кота ошейник с грузом, равным весу наркотического вещества, и посмотреть, как кот себя будет с ним вести, привычно ли это для него, — предложил он сценарий эксперимента. Затем кота нужно будет перебросить через забор с колючей проволокой и посмотреть, проследует ли он к месту назначения в колонии». Теперь вести защиту придется без проведения следственного эксперимента, что, по словам адвоката, затруднит «опровержение доводов обвинения, которые теперь невозможно проверить».
Еще одна странность произошла в ходе этого процесса и наделала шума в адвокатской среде. 12 сентября Сотников приехал на заседание с небольшим опозданием. Интересы Долгинцева представлял адвокат по назначению, который даже не стал задавать вопросы свидетелю (к слову, в деле участвуют три секретных свидетелей обвинения. Это другие заключенные, которые говорят, что заказывали наркотики через Долгинцева). Когда Сотников попытался задать вопрос, судья не позволила ему вступить в дело. Приставы предложили адвокату остаться на заседании в качестве слушателя. Во время перерыва приставы, применив грубую силу, не дали Сотникову вернуться на заседание, обвинив в попытке напасть на судью. Адвоката отвезли в отделение Следственного комитета (СКР), откуда Дмитрий Сотников вышел с сотрясением мозга: он утверждает, что сотрудники СКР избили его. В это время заседание продолжилось: два секретных свидетеля были допрошены в присутствии адвоката по назначению.