Кому могут запретить проводить религиозную агитацию на улицах Кыргызстана?

Автор -
487

В Кыргызстане могут запретить религиозную агитацию вне стен религиозных учреждений. Каких религиозных организаций может коснуться норма и как это отразится на религиозной ситуации в стране в целом?

По данным «Азаттыка», законопроект, содержащий эту норму разработан и внесен в Жогорку Кенеш в 2017 году. Но тогда документ отозван. По данным главы Госкомиссии по делам религий Зайырбека Эргешова, в ближайшее время он снова будет вынесен на обсуждение парламента. Если в общем, то законопроект «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» содержит достаточно много поправок, но основной, как отметил Эргешов, является норма о запрете обхода квартир и домов с целью распространения религиозных взглядов.

То есть, миссионерам могут запретить стучаться в дома и агитировать граждан, тем более, пытаться обратить их в свою религию.

Глава Госкомрелигий Зайырбек Эргешов в интервью «Азаттыку» рассказал о деталях законопроекта:

В 2015 году образована рабочая группа, которая совместно с религиозными организациями, экспертами разработала законопроект. В 2017 году он рассмотрен в двух комитетах Жогорку Кенеша, но его отозвали. Мы провели документ через широкие дискуссии со всеми религиозными организациями и муфтиятом. Самый основной момент – это запрет на религиозную агитацию в домах, на улице. В законе четко прописано, что агитация ведется в религиозных учреждениях. Например, в исламе это мечеть и медресе, в христианстве — церкви. Эта норма вводится для того, чтобы граждан не останавливали на улице и не беспокоили их дома.

Но, по словам чиновника, запрет не коснется даавата. А именно, проповедникам будет разрешено стучаться в дома и приглашать граждан в мечеть, где им и расскажут об исламе. Эта норма согласована с муфтиятом.

Несмотря на это, закон в случае принятия может косвенно отразиться на приверженцах движения «Таблиги Джамаат». Также он коснется и представителей некоторых течений христианства. Правда, для того, чтобы норма работала, необходимо разработать и механизмы ее реализации. Таким мнением с «Азаттыком» поделился эксперт Канатбек Мурзахалилов:

— Это касается любой религиозной агитации. Тех же христианских организаций, движения «Таблиги Джамаат». Но подобная норма была предусмотрена еще в законе о свободе вероисповедания и религиозных организациях от 2008 года. Но работала она или нет, это уже второй вопрос. Но открытым остается другой вопрос: если агитация запрещена, то как ее выявлять? Какое наказание предусмотрено за нарушение запрета – административное или уголовное? В законе от 2008 года речь идет о стремлении обратить других в свою веру – прозелитизме. Также в нем же запрещалось распространять религиозную литературу в общественных местах. Но механизм реализации этой нормы не был предусмотрен. Должны были быть внесены изменения в сопутствующие законодательные акты, но этого, к сожалению, не сделано. Из-за этого нормы не работали. Сейчас тоже стоит вопрос, будут работать нормы или нет в случае принятия закона. Но это косвенно отразится на деятельности того же «Таблиги Джамаат», протестантских и парахристианских течений.

«Таблиги Джамаат», по данным экспертов, является самым многочисленным движением, представители которого занимаются призывами к религии. В парламенте несколько раз поднимался вопрос о возможном запрете деятельности организации. В частности, в прошлом году в пользу признания незаконной ее деятельности высказывались отдельные депутаты во время обсуждения ратификации Конвенции ШОС о противодействии экстремизму. Поводом для этого стало, что «Таблиги Джамаат» признается экстремистской не только в документе ШОС, но и в соглашении ОДКБ. Деятельность этой религиозной организации запрещена судом в Казахстане, России, Узбекистане, Китае и Таджикистане, считающихся стратегическими партнерами Кыргызстана. Но официальный Бишкек не поддерживает этот запрет.

Кыргызские богословы не видят опасности в деятельности «Таблиги Джамаата». Но в 2014 году тогда еще Совет обороны (ныне Совбез) вынес решение о государственной политике в сфере религии. Оно коснулось и деятельности этого движения. После этого Духовное управление мусульман Кыргызстана вынесло фатву о том, что проповеди должны проводиться только в стенах мечетей.

В те годы Государственную комиссию по делам религий возглавлял Орозбек Молдалиев. В комментарии «Азаттыку» он поделился своей позицией по поводу законодательной инициативы в сфере религии:

— Еще в 2014 году муфтият вынес фатву на основе решения Совета обороны, которое преследовало цель — привести в соответствие религиозные организации. ДУМК вынес решение, чтобы дааватчи не ходили по домам, носили соответствующую одежду. И сейчас редко, кто ходит по домам. Бывают нарушения, но, в основном, они подчинились. В фатве написано, чтобы они проводили даават только в мечетях и с разрешения местного имама и местных властей. Этот законопроект готовится давно. В 2014 году его вносили, отзывали, потом снова вносили и отзывали, возвращали — правительство что-то еще хотело внести. Поэтому это очень долго тянется. Это тоже настораживает, но а хождение по домам практикуют некоторые западнохристианские религиозные организации. Они ходят в университеты, школы, распространяют материалы в общественном транспорте. Сейчас, правда, не наблюдается их активности в общественном транспорте, но, бывает, ходят по домам, но уже осторожно.

Точные сроки внесения в Жогорку Кенеш законопроекта, предусматривающего запрет на религиозную агитацию, еще не названы. Также неизвестным остается и то, как документ отразится на религиозных организациях, члены которых могут сегодня постучать вам в дверь и призвать присоединиться к их религии.

Поделитесь новостью