Кривая смерти
Уголовное дело в отношении должностных лиц перинатального центра шокировало всю страну. Его директора Куаныша Нысанбаева и акушера-гинеколога Аскара Каиржана подозревают в убийстве новорожденного ребенка. По версии правоохранителей, младенца поместили в холодильную камеру, чтобы не переделывать заполненные бумаги на мертворожденного, пишет Caravan.kz.
Сегодня следователи пытаются установить, «отчего младенцы умирают пачками». Именно так описал ситуацию руководитель департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Атырауской области Ныгмеджан Сапаров.
– На сегодняшний день по громкому уголовному делу проводятся десятки экспертиз, в том числе патологоанатомические. Без их заключения делать выводы преждевременно. Разглашать и комментировать информацию по этому преступлению, которая на сегодняшний день не рассекречена, запрещается. Я просто не имею права, это может коснуться интересов других участников досудебного расследования, которые не являются прямыми фигурантами этого дела, – пояснил на брифинге в Региональной службе коммуникаций руководитель департамента.
Он объяснил, что предшествовало оперативно-розыскной работе в отношении руководства областного перинатального центра.
– Как вы знаете, 3–4 июня текущего года в ходе рабочего визита в Атыраускую область глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил растущий показатель младенческой смертности. Приняв во внимание этот факт, мы начали оперативно-аналитическое сопровождение и мониторинг всех медицинских учреждений региона, в том числе и перинатального центра. Сопровождение включает в себя сбор информации, цифровых показателей, динамики, состояния медучреждений, публикации в СМИ и т. д., – проинформировал Ныгмеджан Сапаров. – За последние 2 года и 9 месяцев в Атырауской области родилось 45 515 детей, из них мертворожденных – 442, количество умерших живорожденных младенцев – 432, погибли 7 рожениц. Только в августе нынешнего года умерли 26 живорожденных младенцев и в сентябре – 16.
Инфекция в воздухе
Руководитель департамента проинформировал о некоторых деталях хода расследования уголовного дела.
– Сегодня перед следствием стоит важный вопрос определения причинно-следственной связи. У нас имеется достаточно доказательств по наличию различного рода инфекций, поставок некачественных лекарственных препаратов, используемых в перинатальном центре. Например, физраствор, вводимый внутривенно, закупается в пластиковой таре и хранится в помещении, не соответствующем требованиям по его хранению. Назначена экспертиза.
В перинатальном центре обнаружено отсутствие самостоятельной вентиляционной системы. В воздухе – пыль. Зафиксирована антисанитария в прачечной роддома.
Помещение, в котором стирают белье, в ужасном состоянии. Белье сушится на грязных заборах, а рядом в трех метрах идет ремонт автотрасс. Потом это белье используют роженицы, и в эти пеленки заворачивают новорожденных. Сотрудниками санитарной службы взяты образцы проб со стиральных машин, гладильных досок. Проводится экспертиза. Имеются факты безответственности отдельных врачей, которые в нетрезвом состоянии принимают участие в операциях, вручную (при родах) выжимают плод, нанося непоправимые травмы младенцу. Есть ряд других фактов, – сообщил глава департамента агентства. – Качественное расследование по всем вышеуказанным фактам должно дать возможность установить причинно-следственную связь – отчего младенцы умирают пачками?
Убийство – одно, но мы должны установить причину, чтобы в дальнейшем не было такого мора детей.
У нас имеются неоспоримые доказательства совершения особо тяжкого преступления в отношении руководителя перинатального центра Нысанбаева и врача Каиржана, они также лягут в основу обвинительного заключения. Другой вопрос – случайно или нет они пошли на такое преступление? Нет, не случайно, это убийство является следствием коррупции должностных лиц перинатального центра.
– Мы ожидали и были готовы ко всем видам должностных преступлений – взятки, хищения, злоупотребления, но когда столкнулись с убийством, все сотрудники департамента были шокированы, – сказал Сапаров. Расследование этого дела находится на особом контроле у председателя Агентства РК по противодействию коррупции и руководства прокуратуры области.
Сложные вопросы
Вопрос «Каравана»
– Почему сотрудники антикоррупционной службы, как только по прослушке узнали о случившемся, не приняли мер по спасению ребенка? Немедленно не выехали на место преступления?
– Мы выехали незамедлительно. Свернули всю работу. Была единственная мотивация – спасти младенца. Но, к сожалению, мы не успели. Нысанбаева три часа по городу ловили и поймали в сауне. А в самом перинатальном центре долгое время нам двери не открывали. Еще раз хочу повторить, что убийство – это была часть системного безобразия в перинатальном центре. Мы не обвиняем медицину в целом. Нужно, чтобы в дальнейшем ничего подобного не повторилось.
Отвечая на вопросы журналистов в кулуарах правительства, аким Атырауской области Нурлан Ногаев посоветовал дождаться официальных результатов расследования.
– Около 80% новорожденных, попавших в реанимацию, – недоношенные и новорожденные с очень низкой массой тела. Не вдаваясь в детали, хочу сказать, что вопрос родовспоможения и детской смертности – в приоритете нашей работы, – говорит аким. – Если сравнить показатели этого года с прошлым, то наблюдается спад. Но в августе по каким-то причинам снова произошел рост. Мы переселили 75 рожениц в городской роддом и другие больницы. Такую рекомендацию дала комиссия на время следствия. Работает комиссия минздрава и других органов. Жизнь каждой матери и ребенка бесценны, поэтому происшедший случай для нас – это трагедия.
Отвечая на вопрос журналистов об ответственности руководителя управления здравоохранения, Нурлан Ногаев сказал следующее:
– Руководитель управления написал заявление на увольнение, сейчас оно находится на рассмотрении.
Кстати. В 2019 году в регион прибыли 123 врача, из них 54 специалиста для родовспомогательных и детских организаций (13 акушеров-гинекологов, 5 анестезиологов-реаниматологов, 3 неонатолога, 19 педиатров, 14 терапевтов), в том числе 12 специалистов были направлены в областной перинатальный центр. Акимом области выделено 48 грантов для резидентуры, в том числе 27 – для подготовки специалистов родо-вспомогательных и детских организаций – 56 процентов (9 акушеров-гинекологов, 4 неонатолога, 5 анестезиологов-реаниматологов, 5 инфекционистов, 1 детский невролог, 1 детский пульмонолог, 2 детских хирурга).