Военная прокуратура Кыргызстана рассмотрит вопрос привлечения к уголовной ответственности Асылбека Жээнбекова

21 октября 2019 года в Генеральную прокуратуру республики поступило
интернет-обращение члена Политсовета СДПК Темирлана Султанбекова  о привлечении к уголовной ответственности Асылбека Жээнбекова  по ст.ст. 304
(Злоупотребление должностным положением) и 316 (Халатность) УК
КР, по факту нарушения пп. 6 п. 10 ст. 55 Закона Кыргызской Республики «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

Как сообщает Генеральная прокуратура, 22 октября 2019 года данное обращение направлено в Военную прокуратуру Кыргызской Республики для рассмотрения в рамках расследуемого досудебного производства по факту коррупции при модернизации ТЭЦ г.Бишкек.

Cуть обращения Султанбеков сводится к тому, что судебное разбирательство по делу ТЭЦ невозможно без рассмотрения ответственности на тот момент спикера Жогорку Кенеша Асылбека Жээнбекова.

По словам заявителя, ратификация кредитного соглашения проведена в нарушение регламента Жогорку Кенеша. Что можно расценить как «Халатность» и «Злоупотребление должностным положением». Темирлан Султанбеков просит взять депутата под стражу, а его родственников временно отстранить от занимаемых должностей. Чтобы исключить возможность давления на следствие.

Текст заявления приводим полностью:

Уважаемый Өткүрбек Асилбекович!

Судебные органы Кыргызской Республики рассматривают уголовное дело по модернизации Бишкекской ТЭЦ. Обвинения в коррупции предъявлены экс-премьер-министрам КР С.Исакову, Ж.Сатыбалдиеву, экс-гендиректору ОАО «Электрические станции» С.Авазову, экс-главе Национального энергетического холдинга А.Калиеву, экс-министру энергетики О.Артыкбаеву и многим другим. Сторону обвинения в рамках уголовного дела представляют сотрудники вашего ведомства.

В соответствии с 3 статьей Конституции в Кыргызской Республике государственная власть реализуется прежде всего через всенародно избираемые институты, таким образом, в Конституции закреплена парламентско-президентская форма правления.

Модернизация бишкекской ТЭЦ осуществлялась на основании Закона «О ратификации кредитного соглашения – льготного покупательского кредита между правительством Кыргызской Республики, в лице Министерства финансов и Экспортно-импортным банком Китая для реализации проекта «Модернизация тепловой электроцентрали города Бишкек», принятого парламентом 11 декабря 2013 года.

Таким образом, все дальнейшие действия представителей исполнительных органов власти велись на основании вышеуказанного закона и они не должны были быть обвиняемыми, так как руководствовались только положениями закона, принятого Жогорку Кенешем или до тех пор, пока действие вышеуказанного Закона КР не было бы прекращено на территории КР.

Ряд государственных, общественных и политических деятелей призвали признать вину и Жогорку Кенеша, как института в целом и депутатов ЖК КР, проголосовавших за принятие Закона КР от 11 декабря 2013 года. Однако, в соответствии с 73 статьей Конституции депутат Жогорку Кенеша не может подвергаться преследованиям за результаты голосования в Жогорку Кенеше.

Вместе с тем, важно подчеркнуть тот факт, что не все депутаты равны между собой в правах и обязанностях. Глава 4 Закона «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» №2 от 05.01.2016 г. содержит положения, касающиеся должностных лиц Жогорку Кенеша, куда входит и торага (спикер).

В соответствии с п.3 статьи 55 Закона КР «О регламенте ЖК КР» проекты законов рассматриваются и принимаются по процедуре трех чтений. В соответствии с п.9 статьи 55 этого же закона КР промежуток времени между каждым чтением по проекту закона не может быть менее 10 рабочих дней и более 30 рабочих дней. Таким образом, закон КР, регулирующий ратификацию соглашения по бишкекской ТЭЦ должен был быть принят парламентом в течение, как минимум 1,5 месяцев за это время депутаты рарламента могли бы находить неточности, ошибки и исправлять их, однако, по решению спикера Жогорку Кенеша Асылбека Шариповича Жээнбекова Жогорку Кенеш КР принял закон в течение 1 дня.

Важно отметить, что, действительно, в соответствии с п.10 ст.55 Закона КР «О регламенте ЖК КР» при наличии положительного заключения всех фракций, ответственного и профильного комитетов Жогорку Кенеш вправе принять проект закона одновременно в трех чтениях, и действительно, подпункт 6 пункта 10 статьи 55 Закона КР «О регламенте ЖК КР» дает право спикеру ЖК КР рассмотреть проекта закона о ратификации международных договоров в трех чтениях одновременно, но за исключением кредитных соглашений. А закон КР от 11 декабря был как раз кредитным соглашением.

Таким образом, налицо нарушение п.п.6 п.10 ст.55 Закона «О регламенте Жогорку Кенеша КР» спикером Жогорку Кенеша Асылбеком Шариповичем Жээнбековым. Следовательно, модернизация ТЭЦ проведена по закону КР, который принят в нарушение законодательства.

Подводя итоги, прошу вас незамедлительно возбудить уголовные дела на Жээнбекова Асылбека Шариповича по статье 304 УК КР «Злоупотребление должностным положением» и по статье 316 УК КР «Халатность» и взять его немедленно под стражу, а всех его родственников и близких людей временно отстранить от занимаемых должностей в целях недопущения давления на следствие.

С уважением, Темирлан Султанбеков.

Поделиться