Щедрые дары от спонсоров из стран Ближнего Востока – социальные дома для малоимущих, школы и больницы – как из рога изобилия последние три года сыплются на Кыргызстан, заставляя многих поверить в то, что Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, в народе старик Хоттабыч, образ, созданный в 1938 году творческой фантазией советского писателя Лазаря Лагина, существует. Эксперты тем временем ломают голову над вопросом: сколько доньев скрывает кувшин могущественного доброго джинна, задается вопросом «Ритм Евразии».
«Потерявшие ислам» – под таким определением в начале 90-х годов прошлого столетия мусульмане постсоветской Центральной Азии вошли в орбиту политического внимания богатейших стран арабского мира, возложивших на себя миссию «пробудить» в кыргызах, казахах и узбеках, оказавшихся заложниками советской атеистической пропаганды, мусульманское сознание.
В полной мере начать претворять задуманное в жизнь удалось лишь в Кыргызстане, в отличие от своих соседей избравшем, согласно Концепции государственной политики в религиозной сфере КР от 6 мая 2006 года, путь «демократического решения религиозного вопроса», а по факту – безрассудного попустительства, в результате которого за первый год независимости в северной и южной столицах страны возведены две ваххабитские мечети и одно медресе на средства, поступившие из Саудовской Аравии.
С тех пор утекло немало воды, и количество мечетей, финансируемых т. н. «ваххабитскими» государствами – Королевством Саудовской Аравии, Катаром, Кувейтом – преодолело в Кыргызстане отметку в тысячу.
Проблема, по мнению политологов и религиоведов, состоит в том, что, оказываясь в иных культурных условиях, респектабельная официальная идеология стран Ближнего Востока активно радикализуется, приобретая агрессивные формы и порождая террористические группы, представленные новыми ваххабитами или «ваххабистами». В их числе – запрещенные в России «Исламское государство» и «Аль-Каида», не щадя живота своего ведущие методом джихада борьбу с «врагами ислама». А это, как утверждает консультант короля Саудовской Аравии по религиозным вопросам, исламский богослов Салих аль-Фаузан, не только люди Писания (иудеи и христиане), последователи атеистических течений (демократических, коммунистических и пр.) и все другие, отвергающие шариат в качестве единственного возможного источника права.
Главный «враг ислама» – мусульмане-вероотступники, признающие «еретические нововведения» – от празднования дней рождений и ношения светской одежды до установки памятников выдающимся личностям. То есть это 60–70% мусульман Кыргызстана, которые относят себя к официальной в стране религиозно-правовой школе ханафизма, не считающего предосудительным сочетание исламского вероучения с национальными традициями, обычаями и практиками светской государственности.
Выступать открыто против последователей ханафизма в Кыргызстане, безусловно, пока никто не собирается – борьба в настоящее время ведется за их души путем привнесения ваххабитских воззрений внутрь ханафитского духовенства и постепенной радикализации кыргызского религиозного общества изнутри. Кроме того, несмотря на отрицание в ваххабизме любых форм сотрудничества со светскими государствами, представителями идеологии осуществляется умелая работа с кыргызскими госорганами и чиновниками. По мнению таджикского политолога Парвиза Муллоджанова, уже сегодня «складывается ощущение, что некоторые правительственные указы и решения, принятые за последние годы в религиозной сфере, выглядят так, как будто бы их писали под диктовку ваххабитов или при тесной консультации с ними».
Качественная оценка местных реалий позволила странам Персидского залива и Саудовской Аравии на 25-м году своей активной деятельности в Кыргызстане кардинально изменить стратегию ведения ваххабитской религиозной пропаганды, расширив свой список «добрых дел», в который ранее входило лишь строительство мечетей, молельных комнат, исламских учебных заведений и подготовка по-ваххабитски подкованных кадров, реализация социальных проектов.
Объектом внимания со стороны различных арабских фондов и общественных организаций, представляющих в Кыргызстане страны Ближнего Востока, стали «уязвимые слои населения» – излюбленный контингент радикальных организаций. Именно для этой категории кыргызстанцев при финансовой поддержке кувейтского фонда «Ас-Сафа» в текущем году по всей стране, как грибы после дождя, выросли социальные городки. Три из них, рассчитанные на 468 семей, расположились в Чуйской области вдоль границы с Казахстаном, один – для 106 семей вдов и матерей-одиночек – в приграничной с Таджикистаном Баткенской области. В каждом открыт оснащенный современным оборудованием фельдшерско-акушерский пункт, детский сад, футбольное поле и, конечно же, мечеть, которая теоретически имеет все шансы стать, к примеру, центром тренировочной базы террористов.
Репутация Кувейта как страны, по данным издания Washington Post, являющейся «ведущим источником финансирования связанных с «Аль-Каидой», ИГ, «Джабхат ан-Нусрой» (запрещены в РФ – ред.) террористов, участвующих в гражданской войне в Сирии», оптимизма, увы, не оставляет. Всем, но только, кажется, не руководству КР, не намеренному останавливаться на достигнутом и в знак искренней благодарности первым в центральноазиатском регионе с 11 августа этого года введшему упрощенный визовый режим для резидентов развитых арабских стран Ближнего Востока, а с 25 октября запланировавшему запуск нового авиарейса Ош–Кувейт–Ош.
Не обошла вниманием маленький «островок демократии» и крупнейшая в Персидском заливе катарская благотворительная организация Qatarcharity, в 2017 году открывшая в Бишкеке свой филиал. За годы работы в Кыргызстане фондом были возведены 8 фельдшерско-акушерских пунктов, 4 жилых дома для малоимущих семей, а также оказана помощь в размере $500 тыс. государственному фонду по развитию религиозной культуры «Ыйман». Около 3 тысяч детей из неполных семей получают от организации ежемесячную стипендию в размере $29. Копейки, конечно, по сравнению с размером финансовой поддержки, оказываемой Qatarcharity международным террористическим группам.
Согласно отчету Вашингтонского института ближневосточной политики, данная благотворительная организация использовалась Усамой Бен Ладеном в 1998 году в качестве основного источника финансирования зарубежных операций «Аль-Каиды», в том числе нападений на посольства США в Кении и Танзании.
В 2011 году, прикрываясь благотворительностью, Qatarcharity являлся активным участником свержения режима М. Каддафи: в преддверии вооруженного конфликта, по данным информационно-аналитического портала Qatari Leaks, фонд выделил $960 тыс. на «гуманитарную помощь ливийцам, а также для сотен тысяч людей, которые столкнулись с гневом ливийского лидера и его ближайших помощников». Двумя годами позднее логотип данного фонда и изображение флага Катара обнаружены на коробках с гуманитарной помощью, раздаваемой населению членами Сирийского исламского фронта – антиправительственной коалиции джихадистских организаций.
В феврале 2015 года электронный новостной портал SudanTribune сообщил об обвинениях лидера освободительной армии Судана Минни Минави в адрес Qatarcharity в том, что, подписав соглашение о сотрудничестве с суданскими войсками, фонд на самом деле занимается финансированием в этой восточноафриканской республике «строительства жилых комплексов в отдаленных и изолированных районах и обучения там экстремистских группировок».
Подобных сюжетов в различных источниках зарубежных СМИ о деятельности катарской благотворительной организации набирается не менее двух десятков, но в Кыргызстане информацию такого рода предпочитают игнорировать.
В 2000 году свою деятельность в КР развернула созданная в 1992 году племянником террориста У. бен Ладена Абдуллой Авадом бен Ладеном Всемирная ассоциация исламской молодежи (WAMY), позиционирующая себя организацией, способствующей «сохранению самобытности молодых мусульман» путем оказания им «помощи в преодолении проблем», а по факту являющаяся крупнейшим проводником ваххабитских идей.
Ныне с этой задачей в Кыргызстане блестяще справляется председатель организации арабский шейх Саид Баюми – с 2009 года гражданин Кыргызстана. Подарив стране 200 мечетей и профинансировав в 2014 году строительство намазканы (молельной комнаты) в здании парламента КР, спонсор, ловко нащупав самые болевые точки в организме кыргызского общества, построил 30 общеобразовательных школ, названных в честь лучших арабских сынов, и примерно столько же фельдшерско-акушерских пунктов. Примечательно, что большая их часть расположилась в южном регионе, отличающемся высокой степенью исламизации. Там же после межэтнических столкновений летом 2010 года под лозунгом «Мы всегда с вами!» WAMY возвела 57 домов, 36 из которых – в городе Оше.
Внося таким образом «колоссальный вклад в успешное становление Кыргызстана», Всемирная ассоциация одновременно прославилась своей деятельностью по финансированию военного конфликта в Чечне, отбором и перебросом туда боевиков, вербовкой молодых людей для осуществления «джихада» в различных регионах России, а также спонсированием «Аль-Каиды». Неслучайно, в 2010 году офисы экстремистского холдинга WAMY закрыты в западных странах, включая США и Канаду.
В докладе «Исламский экстремизм в Великобритании, финансируемый из-за рубежа», подготовленном экспертом Томом Уилсоном специально для правительства Соединенного Королевства в 2017 году, сделан вывод, что Всемирная ассоциация исламской молодежи является одной из двух крупнейших саудовских организаций, «пропагандирующих насильственный исламский экстремизм». На втором месте докладчик отметил Всемирную лигу мусульман, которая, кстати сказать, также представлена в Кыргызстане, являясь одним из спонсоров самой активной и многочисленной в республике международной религиозной организации «Таблиги Джамаат» (запрещена в РФ), подарившей миру 80% исламских экстремистов.
В перспективе государства Ближнего Востока намерены увеличивать финансирование проектов в Кыргызстане, готовя, таким образом, страну к постепенному переходу от светскости к шариату. Средства есть: терроризм – дело прибыльное. Кыргызстанцы сгибаются в поклонах и реверансах: для одних продвижение ваххабитского проекта – способ нажиться, для других – выжить. Но все солидарны в одном – на все воля Аллаха.