«Поиграли и будет!»: почему государственные системы наступают на Facebook, Uber и другие технологические новаторства. Об этом рассуждает постоянный автор Forbes.kz бизнесмен Тимур Сейтмуратов.
Полтора года назад уже можно с высокой вероятностью предположить, что Facebook в Америке подвергнется серьезным испытаниям, вплоть до прекращения своего существования в привычном нам виде. О чем и написал в марте 2018, когда Марка Цукерберга впервые вызвали на слушания в американский Конгресс, написал у себя на странице в Facebook Тимур Сейтмуратов.
Сегодняшняя атака на социальную сеть со стороны кандидата в президенты США от Демократической партии сенатора Элизабет Уоррен, подхваченная ее однопартийцами-демократами в нижней палате Конгресса, не оставляет в этом сомнений.
Ниже приведена статья Тимура Сейтмуратова на актуальную на сегодняшний день тему, написанная еще год назад.
Империя наносит ответный удар
За всеми происходящими в последние дни с Facebook событиями проглядывается определенная тенденция. Прежде всего, думаю, что былой вольнице детища Марка Цукерберга грядет медленный, но неотвратимый конец. Судя по всему, социальную сеть будут загонять в прокрустово ложе регулятивных норм и системных ограничений.
Любому государству не нравится, когда у него под носом стремительно развивается нечто непонятное, не поддающееся его влиянию и контролю. Что, к тому же, может работать против самого государства. А это, как выясняется из сообщений американских спецслужб, с Facebook именно и происходит.
Разведки различных государств, используя социальную сеть, могут сегодня не только собрать богатейший урожай персональных данных на сотни миллионов пользователей, но и с помощью информационно- манипуляционных приемов воздействовать на широкие массы, сея среди них хаос и провоцируя гражданские беспорядки. Сейчас на американском телевидении начался очередной сезон сериала «Homeland» (Родина), там эта тема обсасывается со всех сторон. Кому лень выискивать подробности в американской прессе, посмотрите. Будет интересно. И раз уж тема дошла до телесериала — значит, жди в скором времени законодательной инициативы в Конгрессе. Есть такая американская почти народная примета).
Но черная полоса наступила сегодня не только у Facebook. Другие технологичные новинки, ставшие неотъемлемой частью повседневной жизни миллиардов людей, тоже переживают фазу определенной турбулентности, способную сказаться на их бизнесе существенным образом.
Про перманентные проблемы Uber, конечно, слышали многие. В крупных городах по всему миру ширится сопротивление уникальному сервису. Митинги и забастовки традиционных такси проходят уже на систематической основе. Мадрид, Париж, Москва… В Лондоне Uber уже практически запрещен. Ждут лишь окончательного судебного вердикта. Без работы по разным оценкам останутся до 30 тыс. человек.
Самое интересное, что и в родной для Uber Америке сопротивление нарастает во многих штатах. В Нью-Йорке, к примеру, городскими властями проводится политика законодательного ограничения на рост водительской базы сервиса в рамках годовой квоты. Так мэрия поддерживает протест ньюйорских старожилов — желтых кэбов. А в Остине, — один из крупнейших городов Техаса, — на Uber вообще вводили запрет, который компания была вынуждена оспаривать в суде штата. В общем, водительская вольница мобильного приложения по всему миру если и не получит «смертельного» приговора, то уж точно будет взята под неусыпный контроль проверяющих, регулирующих и фискальных органов.
Зреют трудности и для сервиса Airbnb. На днях узнал любопытную деталь. В геометрической прогрессии растет в США число кондоминимумов (многоквартирные здания), где решением HOA (ассоциации домовладельцев) вводятся ограничения на краткосрочную аренду. Теперь во многих билдингах разрешается аренда минимум на 12 месяцев. Это прямой удар в самое сердце бизнес-модели Airbnb. И тенденция эта, повторюсь, стремительно набирает обороты. Не знаю, дошла ли она до Европы, но дурной пример, как известно, заразителен. Неконтролируемые, перемещающиеся по всему миру туристические потоки, не оставляющие в массе своей следов в гостиничных базах данных, не могут не вызывать изжоги у тех, кто к такой профильной изжоге предрасположен по долгу службы.
На владельцев биткоинов объявило охоту самое серьезное спецведомство США — IRS (федеральная налоговая служба). Вооружившись решением федерального суда, IRS уже изъяло у крупнейшего держателя серверов в Сан Франциско персональные данные на 13 тыс. пользователей, совершивших с 2013 по 2015 транзакции с криптовалютой на $20 тыс. и более.
Все держатели крипты будут досконально проверены на предмет уплаты Дяде Сэму причитающейся налоговой доли. «Пожадничавших» IRS обещает карать беспощадно, вплоть до возбуждения уголовных кейсов. Касается, кстати, всех. Даже нерезидентов США. У IRS логика линейно однозначная: раз сервер находится на американской территории, то «стрижке» подлежат все, чьи данные хранит сервер. Помятуя о том, что знаменитого гангстера Аль Капоне и не менее знаменитого «вора в законе» Япончика «брала за жабры» именно IRS, думаю, на рынке криптовалюты грядет, извиняюсь за свой вокабуляр, шухер вселенского масштаба.
Резюмирую. Государственные системы, пребывавшие некоторое время в недоумении и замешательстве от стремительно ворвавшегося в отформатированную жизнь технологического новаторства, постепенно выходят из ступора и начинают поэтапное, но очень выверенное наступление на все неучтенное и неподконтрольное.
«Поиграли и будет!» — недвусмысленно дает понять мировая система контроля и учета. Так, в общем-то, было всегда. Система лучше других знает: если с чем-то невозможно бороться, то это нужно организовать и возглавить. Бесконтрольность непредсказуема — и поэтому, с точки зрения государственно-бюрократической машины, опасна.
Не знаю, может быть именно по этой причине Илон Маск так на Марс рвется? Однако, боюсь, что и там его встретят контролеры и проверяющие. От них, судя по всему, нигде не скрыться.