Последние несколько лет характеризуются серьезными изменениями на рынках нефтепродуктов стран бывшего СССР.
Развитие технологических возможностей нефтеперерабатывающей отрасли в ряде стран меняет не только направления продуктовых потоков, но и стратегии присутствия на традиционных рынках и выхода на новые направления, превращая традиционных аутсайдеров в перспективных лидеров.
А хитросплетения политики и нефтегазовой экономики вносят свою специфику в конкурентные отношения между бывшими союзными республиками, пишет oilcapital.ru.
Главным событием в топливной отрасли Каспийско-Среднеазиатского региона стало завершение в прошлом году модернизации важнейших нефтеперерабатывающих заводов Казахстана: в Атырау, Павлодаре и Шымкенте.
В результате их совокупная проектная мощность увеличилась с 14,2 до 16,5 млн т/г. В нынешнем году в Республике Казахстан будет переработано до 17 млн т (с учетом мини-НПЗ), ожидают казахские власти.
Мощности крупных НПЗ по выпуску высокооктанового бензина удвоились, по низкооктановому бензину выведены из эксплуатации, производство мазута уменьшено, зато авиакеросина — увеличено. Долгосрочная цель республики — довести нефтепереработку до 19 млн т/г.
Тенденция роста прослеживается, министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев сообщил СМИ: «За 8 месяцев текущего года объем переработки нефти вырос на 6%, до 11,2 млн т, выпуск бензина увеличился на 14,3%, дизельного топлива — на 9,6%, авиационного — на 212%».
Но внутри такого подъема есть примечательные проблемы. У всех реконструированных заводов возникал в нынешнем году избыток бензина, а Атырауский и Шымкентский НПЗ в I квартале останавливали работу установок каталитического крекинга, чтобы… снизить выпуск светлых нефтепродуктов.
Бензиновое затоваривание возникало даже на фоне того, что Нур-Султан запрещал в прошлом и нынешнем году ввоз российского моторного топлива железнодорожным транспортом.
Кстати, буквально несколько лет назад такие же жесткие ограничения вводились для вывоза моторных топлив, так как собственное производство нефтепродуктов не покрывало внутренних потребностей и обуславливало необходимость импорта нефтепродуктов из соседней России (поставки осуществлялись беспошлинно в рамках межправительственных соглашений).
Причина возникшей проблемы в том, что внутренний казахстанский рынок оказался не готов «переварить» весь производимый бензин. Нужен экспорт. Поэтому в марте 2019 г. Казахстан и Россия ратифицировали протокол, который позволил Республике Казахстан начать поставки бензина в третьи страны. А уже 11 июня Министерство национальной экономики республики ввело новую ставку вывозных таможенных пошлин (ВТП) на светлые нефтепродукты. Она стала исчисляться по коэффициенту 0,9 к ставке ВТП на сырую нефть (в июне — $60/т), то есть получила поощрительный характер для экспорта вместо действовавшей ранее запретительной ставки $160/т.
Но надо отметить, что официальные запреты и высокий уровень действовавшей ранее пошлины совершенно не мешали Казахстану заниматься и экспортом, и реэкспортом. Казахский бензин поступает, например, в Южную и Центральную Россию с завода «Конденсат» в приграничном Аксае, в соседние страны Средней Азии — с Шымкентского НПЗ.
При этом поставки нефтепродуктов из Казахстана нарастают лавинообразно, в этом бизнесе увеличивается доля «серых схем».
Так, по данным представителей торговых компаний, работающих в Омской области, на территорию области периодически поступает бензин из соседнего Казахстана, который произведен на Омском НПЗ!
Контрабанда наступает
Ближайший к Казахстану южный рынок — это Кыргызстан, где ежегодно добывается 70 тыс. т нефти и конденсата, но при этом построено пять НПЗ совокупной проектной мощностью 1,8 млн т/г., причем основными инвесторами этих заводов являются китайские компании.
Главная проблема для всех кыргызских заводов — загрузка сырьем.
Что касается нефтепродуктов, то местная нефтепереработка способна покрыть не более 20% внутристранового спроса, который оценивается в 1,5 млн т/г. Так что Кыргызстан вынужден импортировать нефть и нефтепродукты, и наиболее эффективными источниками этого импорта являются Россия и Казахстан.
28 марта 2019 г. в Бишкеке был подписан Протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение между Россией и КР, который ввел временные правила таможенного декларирования ряда товаров в 2019–2024 гг. Речь идет о вывозе из России нефтепродуктов трубопроводным транспортом, а также о поставках нефтяного битума.
Главный легальный поставщик топлива и сырья из-за рубежа — «Газпром нефть» и ее Омский НПЗ. В прошлом году из России без взимания вывозных таможенных пошлин было поставлено 460 тыс. т бензина, 485 тыс. т дизтоплива, другие нефтепродукты и нефть.ГПН везет свою продукцию в ж/д цистернах примерно 3000 км до Бишкека, а затем развозит бензовозами по Киргизии на расстояние еще 600–900 км. Цистерны возвращаются в Омск порожняком, и все повторяется.
Но в нынешнем году в публичное пространство прорвался скандал, который дал понять, что на киргизском топливном рынке начинают первенствовать не русские или китайцы, а контрабандисты.
В конце мая в Кыргызстане прошли парламентские слушания о контрабанде ГСМ. По данным депутатов, за 4 месяца 2019 г. объем контрафактного бензина и дизтоплива превысил 400 тыс. т. Горючее ввозится автомобильным и железнодорожным транспортом.
Выступавший на слушаниях заместитель генерального директора ООО «Газпром нефть Азия» по оптовым продажам Чингиз Айтмурзаев заявил, что в этот период времени продажи на АЗС компании в Кыргызстане упали на 40%!
«Объем контрабанды растет и приобретает в нынешнем году уже катастрофический характер в связи с тем, что в Казахстане закончили реконструкцию трех крупнейших заводов и у них сейчас на рынке избыток ГСМ», — прямо сказал Айтмурзаев.
При этом, по официальной статистике, поставки бензина и дизельного топлива из Казахстана в Кыргызстан в этом году отсутствуют, а экспорт мазута сократился в январе — июне до 47,7 тыс. т с 81,9 тыс. т в прошлом году.…и передается по цепочке.
В соседнем Таджикистане потребление нефтепродуктов оценивается местными независимыми наблюдателями в 500 тыс. т в год. В то же время представители таджикского правительства утверждают, что годовая потребность составляет 700 тыс. т. В прошлом году в стране добыли менее 24 тыс. т нефти. Поэтому построенные два НПЗ общей мощностью 97 тыс. т/год по большей части простаивают и выработали в 2018 г. чуть более 18 тыс. т бензина и дизтоплива.
Даже вездесущие китайцы в лице «дочки» CNPC компании Dong Ying heli Investment and Development Co. Ltd уже несколько лет обещают запустить новый НПЗ мощностью 500 тыс. т/г, но постоянно откладывают из-за «нерешенных вопросов».
Таджикистан спасает импорт нефтепродуктов, при этом 90% легальных поставок стабильно приходится на Россию.В прошлом году РФ на условиях беспошлинных поставок отправила сюда более 400 тыс. т нефтепродуктов, 70% которых пришлось на бензин и дизельное топливо.
17 апреля 2019 г. Москва и Душанбе подписали соглашение, в котором установили, что вывоз нефтепродуктов из России в Таджикистан будет осуществляться без применения временного таможенного декларирования. Исключение составят случаи вывоза нефтепродуктов смешанными видами транспорта.
Главный участник таджикского топливного рынка — ООО «Газпромнефть-Таджикистан», которое контролирует 41-процентную долю таджикского рынка нефтепродуктов. Примечательно, что еще в 2013 г. она составляла 45%, а российские беспошлинные поставки, которые и осуществляет ГПН, не уменьшились ни количественно, ни пропорционально.
Потеснило россиян некое таджикское ООО «Сегандж», о котором известно только то, что оно увеличило свою рыночную долю с 20% до 37% всего за два года. За первую половину 2019 г. «ГПН-Таджикистан» поставил около 98 тыс. т нефтепродуктов, а «Сеганж» — уже более 89 тыс. т.
Но показателен и другой факт: порядка 28 тыс. т ГСМ импортировали в маленький Таджикистан свыше 100 (!) «независимых» участников рынка.
Возможным объяснением такого положения служит рассказ Рината, владельца мелкой сети АЗС в Южном Казахстане, сообщившего «НиК» следующее: «Наша компания этим не занимается, но от коллег я слышал, что есть казахские фирмы, которые по „серым“ схемам доставляют нефтепродукты в Кыргызстан, а оттуда их партнеры по своим каналам отправляют товар в Таджикистан, и уже таджики — в Афганистан. На каждом этапе цепочки такого экспорта действуют отдельные участники, которые получают свою отдельную прибыль».
Как рассказывают участники рынка, в Таджикистан «реэкспортируется» примерно 50% контрабандных поставок казахстанских ГСМ в Кыргызстан.
Причем периодически на границе Кыргызстана и Таджикистана разворачиваются целые «топливные» войны!
Так, в сентябре 2019 г. в результате вооруженного конфликта, который произошел между кыргызскими и таджикскими пограничниками на стыке Баткенской области КР и Согдийской области Таджикистана, в районе кыргызского погранпоста «Максат», были убиты и ранены военные с обеих сторон.
В ходе конфликта интенсивно использовалось легкое стрелковое оружие и даже, как сообщалось, миномет. К эпицентру была стянута бронетехника. Местные жители утверждают, что подобные стычки возникают из-за того, что обе стороны пытаются контролировать контрабандные поставки топлива из одной страны в другую, защищая собственные караваны и пытаясь пресечь поставки со стороны конкурентов.