Первая смерть пешехода от робомобиля — это может повториться

Автор -
324

20 ноября Национальный совет по безопасности на транспорте США (National Transportation Safety Board, NTSB) обнародовал результаты расследования аварии Uber в марте 2018 года в Темпе (штат Аризона), когда самоуправляемый автомобиль Uber сбил насмерть 49-летнюю Элейн Херцберг. Как многие считают, это первая в мире смерть от наезда робомобиля. Но следователи пришли к выводу, что виной всему — множество человеческих ошибок, причем все это может повториться, пишут СМИ.

«Если ваша компания тестирует автоматизированные системы вождения на дорогах общего пользования, то ответственность за аварию лежит на вас», — заявил председатель NTSB Роберт Сумвалт (Robert Sumwalt) в своем вступительном заявлении на недавнем слушании.

Когда Совет зачитал вслух свои очередные выводы о вероятной причине аварии в Темпе, первой обвинена Рафаэла Васкес (Rafaela Vasquez), водитель в автомобиле во время аварии. Васкес не назвали по имени, но ее неудачи в качестве водителя безопасности были детально представлены NTSB.

За несколько минут до аварии госпожа Васкес, как сообщается, смотрела на своем телефоне эпизод телепередачи «Голос», что является нарушением политики Uber, запрещающей использование смартфона. Фактически следователи установили, что она смотрела на свой телефон и не следила за дорогой более трети всего времени, пока находилась в машине накануне аварии. Она считается главным виновником.

Интересно, что за 5,6 секунды до аварии автопилот обнаружил, что Элейн Херцберг со своим велосипедом пересекает улицу. Но даже несмотря на то, что система продолжала отслеживать пешехода вплоть до столкновения, она ни разу не идентифицировала ее как человека на дороге и не смогла точно предсказать траекторию движения. В итоге водитель не в курсе о проблеме на дороге до момента, пока не оказалось слишком поздно. NTSB считает, что уже сейчас люди (в данном случае водитель) слишком доверяют автопилоту, чего делать не стоит.

Но госпожа Васкес разделила вину со своими работодателями из Uber, ужасно низкая культура безопасности в которой, по мнению Совета, также способствовала смерти Элейн Херцберг. На момент аварии у подразделения передовых технологий Uber не было корпоративного плана безопасности или руководящего документа, в котором определялись бы роли отдельных сотрудников и обязанности по управлению безопасностью — об этом рассказал старший следователь по дорожно-транспортным происшествиям в NTSB Майкл Фокс (Michael Fox).

В компании также нет подразделения по безопасности и нет специального менеджера по безопасности, отвечающего за оценку и снижение рисков. За несколько недель до аварии Uber приняла судьбоносное решение сократить количество водителей в каждой машине с двух до одного. Это решение устранило существенную избыточность, которая могла бы помочь предотвратить смерть. Также Uber наряду с другими компаниями в области автопилота обвиняют в том, что они слишком небрежно относятся к набору водителей для своего тестового транспорта, рассматривая их скорее, как необходимую в тестах формальность, нежели полноценных участников сбора важных данных.

Также часть вины была возложена на федеральное правительство, которое несет свою долю ответственности за неспособность достаточно хорошо регулировать работу автономных автомобилей. «По моему мнению, они отдали приоритет передовым технологиям, а не сохранению жизней», — сказала член NTSB Дженнифер Хоменди (NTSB) в адрес Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA), которая отвечает за регулирование стандартов безопасности транспортных средств.

Министерство транспорта США выпустило три версии своего руководства по безопасности роботизированных транспортных средств и планирует представить четвертую версию, которая будет включать в себя выводы, извлеченные из аварии в Темпе. Сегодня в США нет федеральных законов, требующих, чтобы компании демонстрировали безопасность своих робомобилей перед тестированием на дорогах общего пользования или предоставляли данные об отключениях или ошибках своих автопилотов. Единственная роль правительства заключается в реагировании: отозвать часть парка, если она неисправна, или начать расследование в случае аварии. В своем окончательном отчете NTSB рекомендует изменить это. Компании должны быть обязаны представлять оценки безопасности, если хотят испытывать свои транспортные средства на дорогах общего пользования, а вдобавок должен быть разработан процесс отслеживания, придерживаются ли производители своих целей в области безопасности.

Автономные транспортные средства должны спасать жизни, а не отбирать их. И если люди не доверяют компаниям, которые разрабатывают эти технологии, то потенциал для снижения аварийности на дорогах не будет реализован. Автомобили будут ездить по улицам пустые, пока службы не будут свернуты. Опросы показывают, что половина взрослого населения США считает автоматизированные транспортные средства более опасными, чем традиционные, которыми управляют люди. Такое общественное мнение с течением времени только укрепляется, так что авария Uber будет еще иметь серьезные последствия для будущей индустрии.

Поделитесь новостью