25 ноября стартовала партийная подготовка к выборам. Официально о досрочных выборах в маслихаты и мажилис речи не идет, но, похоже, обе кампании пройдут уже в 2020 году, пишет «Эксклюзив.kz».
В роли парламентских триумфаторов опять окажется NO, слегка приправленный акжольцами, коммунистами и… Вот главная, пожалуй, интрига: попадет ли в новый депутатский созыв партия, считающаяся единственной легальной оппозицией – ОСДП?
Дополнительную пикантность ситуации придает сделка (пока не завершенная) между заочно осужденным на 17 лет экс-акимом Атырауской области и лидером партии власти. Мы уже писали о наделавшей много шума пресс-конференции «блиц-председателя» ОСДП Ермурата Бапи, пробывшего во главе партии всего 5 месяцев.
Тогда Бапи прямо заявил: Рыскалиев, как хозяин партии, снял в Лондоне некий видеокомпромат, что позволило ему заключить с Назарбаевым сделку – он получает обратно свои конфискованные судом активы в обмен на ОСДП. И, судя по обрывочной информации в соцсетях, сделка работает: Рыскалиеву уже компенсирована значительная часть его «потерь». Вот как делается у нас большая политика!
Но в чем же заключается феномен «рыскалиевщины»? Как попадают в политическую орбиту люди вроде Аманжана Рыскалиева, прошедшего тернистый путь от «казначея» ОПГ в родном для братьев Досоре до депутата парламента от партии «Ак Жол»? Как человек, в свое время промышлявший криминалом и даже отсидевший 5 лет за нанесение тяжких телесных повреждений мог стать народным избранником от демократической партии праволиберального толка?
А как его брат Бергей умудрился, едва став в 2006 году акимом Атырауской области, организовать преступную группу? Именно об этом говорил прокурор Досбол Бакытжанов в своем обвинительном заключении, которое он зачитывал в зале суда целую неделю. Правда, самих главных подсудимых там не было – за несколько лет до этого они благополучно выехали из страны и обосновались в Лондоне.
Сегодня находятся люди, называющие Рыскалиева-старшего заложником и чуть ли не жертвой жесткого противостояния Аслана Мусина со своими многочисленными политическими противниками: дескать, грязные политические интриги «больших людей» сгубили карьеру эффективного управленца. Что ж, вполне возможно, г-н Рыскалиев не лишен менеджерских талантов. Не зря же в 2012 году, когда Бергей Саулебаевич вдруг попросился в отставку «по состоянию здоровья, прилетевший в Атырау президент похвалил его: «Молодец, за 5 с лишним лет выполнил все мои поручения!» А сколько таких «молодцов сидят на нарах да чахнут в изгнании»?! Давайте призовем их на госслужбу — глядишь, поднимут экономику. Зато тогда можно открыто объявлять: отныне, братва, жить будем не по законам, а по понятиям.
На самом деле в истории братьев Рыскалиевых политики мало – все больше обычный криминал. Вот что рассказывал журналистам «31 канала» бывший мэр Атырау Жалгас Ткенбаев: «Большие деньги разворовывались на мостах. Мы с экспертами подсчитали: на каждый мост ушло по три миллиарда, а выделялось шесть миллиардов, значит, остальные были отмыты. Еще в парке Победы были земли, которые предназначались для строительства аквапарка. Они распроданы братом Рыскалиева Аманжаном». Экс-аким Атырау утверждал, что реакция братьев Рыскалиевых на его откровения была жесткой. «Били окна, однажды ко мне в дом залезли и разломали котельную, мы могли взлететь на воздух. Избивали моего сына. Когда «Ак жайык» публиковал статью с моими материалами, приехала целая бригада с Маката пожилых людей и устроили митинг у редакции, чтоб не публиковать статью». Словом, фирменный стиль лихих 90-х…
Вот такой человек с замашками заурядного рэкетира рулил самой важной в экономическом плане областью страны более 5 лет! И, по иронии судьбы, позже в его руках оказался главный политический актив оппозиции –Общенациональная социал-демократическая партия.
Очевидно, что самого Бергея Рыскалиева политика как таковая мало интересовала – вот он, воспользовавшись моментом, и слил партию в обмен на то, что не успел вывести из Казахстана через подставные фирмы. А не успел он много чего: общую сумму ущерба, нанесенного Рыскалиевым Казахстану, следствие оценило в 72 млрд тенге, из которых более 40 млрд возвращено государству. Но это, подчеркнем, еще до сделки хозяина ОСДП и лидера NUR OTAN, которая, по некоторым данным, далека от завершения.
Самое удивительное в этой истории то, что люди, называющие себя оппозиционерами, изначально не увидели ничего зазорного в участии в партийном проекте со столь сомнительной репутацией. Тот же Ермурат Бапи в октябре говорил журналистам: «В ситуации, когда Бергей возвращает свои активы, зачем ему партии? Возможно, поэтому он «сливает» партию. Ведь он мог пойти и дальше вместе с «заговорщиками», сохранить оппозиционную направленность партии. Пригласить в свои ряды независимых наблюдателей, молодых политиков и пойти на выборы. В этом случае я бы промолчал. Если партия работает во благо гражданского общества, вне зависимости от того, кто за ней стоит, то ради Бога! Я бы согласился с этим». По словам Бапи, он с самого начала прекрасно знал, кто и на какие деньги финансирует возглавляемую им партию. Но молчал, опасаясь, что власти ее закроют.
Оппозиционный журналист и политик, убежденный демократ, борец с режимом… А в итоге выясняется: он был ПРИНЦИПИАЛЬНО готов действовать по тому же братковскому правилу Рыскалиевых: ничего личного – только бизнес?!
Не удивительно, что все попытки Бапи привлечь в партию протестную молодежь, предпринятые вскоре после президентских выборов, ни к чему не привели. У молодых активистов хватило здравого смысла, чтобы держаться подальше от этой токсичной политсилы.
Теперь интрига в том, как поступят с этой «некондиционной» партией сценаристы будущей парламентской кампании. Если ОСДП, которая, в отличие от Nur Otan, «перезагружена» по самое не могу, все же появится на дистанции, значит, во-первых, то, что от выборов не стоит ожидать сюрпризов, а во-вторых – сделка между многолетним лидером государства и государственным преступником завершена успешно.