О зятьях Шавката Мирзиеева и интересе семьи президента Узбекистана к арабам в соцсетях написал известный журналист, бывший дипломат Алишер Таксанов.
«Зятья президента Шавката Мирзияева используют Интернет и разного формата ресурсы для распространения сведений о себе и своей работе, создавая позитивное мнение у жителей Узбекистана и граждан других стран.
Но при этом уровень их осознания реальности, их социальной ответственности оставляет желать лучшего, и я, например, понимаю, что опасно назначать на высокие должности людей, у которых ограничен интеллект и этические нормы. Потому что они совершают действия, которые наносят урон государству, хотя они сами воспринимают себя как персоны с прогрессивной активностью», пишет Таксанов.
«Ночные гонки по Ташкенту, по узким улочкам махалли со скоростью свыше 200 км в час — это то, что распространял о себе Отабек Умаров, муж младшей дочери президента — Шахнозы. Нормальный бы человек подумал: как можно так ездить, ведь такая скорость не просто запрещена ПДД, но является источником повышенной опасности. Но, видимо, человеческая жизнь — своя и чужая! — ниже адреналина в крови. А та странная история, когда от аварии «Ниссана» был разбит другой автомобиль со смертельным исходом для сидевших внутри, так она не имела продолжения, эта тема мелькнула в социальных сетях и никак официально не была обозначена. Ее просто замолчали, замазали, забыли», отмечает автор.
«Потому что О.Умаров — первый заместитель главы Службы безопасности президента, он напрямую подчиняется тестю. Это непотизм, однако это развязывает руки охраннику. Да, это укрывательство от закона, но он — охранник первого лица государства. Хотя это показывает, как устроен режим при втором президенте. И все же то, как поступает Отабек, это демонстрация уровня его мышления, ума и мировозрения, и тогда можно смело считать, что с такими качествами данная служба окажется на уровне ТСЖ или цирка-шапито», пишет Таксанов.
«Те пышные приемы арабских принцев с участием семьи Шавката Мирзияева, где зятья хвалятся своими контактами с высокородными, это плевок тем, кто не имеет такого застолья, таких продуктов, хотя работают на государство, платят налоги, не воруют. Умаров распространяет это в Инстаграмме, считая, что это восхитит его поклонников, и это действительно умиляет многих, как ни странно.
Они считают это продолжением политики главы государства, хотя я не вижу смысла в этом. Устанавливать торговые и политические контакты — это работа других учреждений — МВСИТ, МИДа, Госкомтуризма, но не Службы охраны Шавката Мирзияева.
При этом нельзя сказать, что, к примеру, Эмираты наш большой партнер: так, узбекский экспорт в ОАЭ в 2018 году составлял $60,8 млн., импорт — $80,6 млн., это 0,4% от всего внешнеторгового оборота, но при этом отмечается динамика развития — 123,0% к 2017 году. Экспорт плодоовощной продукции Узбекистана в ОАЭ в 2017 году достиг 10,6 тыс. тонн на $8,6 млн., что составило 1,2% от общего объема, а в 2018 году, соответственно, 9,5 тыс., $7,5 млн. и 0,8%. В 2018 году в ОАЭ выезжало 45,2 тыс. узбекских граждан, а из Эмиратов прибыло 1580 граждан.
Шейхи прилетают на соколинную охоту, есть интерес интимного характера. У них нет миссий с государственными целями. Да, открывают авиарейсы — но это для узбекских туристов, сами арабы пока особо не отметились в Узбекистане; да, запускают производство электроники от мировых брендов, но это для богатых слоев, а простые люди покупают «Артель» от АКФАмена, да есть некая арабская программа One Million Uzbek Coders, но ее результативность пока неясна.
Да, интерес к золоту — «бирюльки» арабы любят. Кем может быть Ташкент для ОАЭ? Ну, как посредник в торговле с Китаем, ведь арабы не могут особо контактировать с китайским коммунистическим режимом, подавляющим мусульман-уйгуров. Ну, еще в Эмиратах долго время жил находящийся в изгнании «Граф» — Гафур, который, кстати, по некоторым сведениям, контролирует алмазные прииски в Якутии. Тоже бизнес с камнями на арабском рынке?
В любом случае, неясен личный интерес семьи Шавката Мирзияева к арабам. Но вот дружелюбие демонстрируется по социальным сетям», отмечает бывший дипломат.
«И последний «писк» Отабека Умарова — это прием дагестанского боксера Хабиба Нормугамедова как некой Миссии. И даже не это поразило, а то, что боксер получил в подарок золотое изделие весом в 3 кг. Чиновник такого ранга, коим является Отабек Умаров, не вправе осуществлять такие подарки — ни с этической точки зрения, ни с планки госуправления/закона. И не важно, частный подарок это или нет! Потому что на фоне нищеты такие подарки — это оплеуха согражданам! Это форма подкупа! Это злоупотребление должностью! Если подарок осуществлялся за государственный счет, то тем более это преступление!
Но Отабек это не понимает. Как и не понимают многие на ФБ, которые хвалят его и считают, что Хабиб получил заслуженный подарок! А чем он заслужил такой подарок от Узбекистана, он разве был в схватке на ринге под флагом нашей республики? А разве врач или учитель делают меньше для страны? Хабиб — гость, он уедет, а врачи и учителя останутся, будут работать дальше. Да только Умаров видит все иначе: он позирует с подарком и с дагестанцем.
Получается, его заботит не сама безопасность главы государства, а расширение своей славы, своих контактов с лицами мирового уровня. По-моему, так начинала Гугуша, а чем все закончилось?
Все это демонстрирует слабый уровень восприятия своего назначения, понимания роли и места госслужащего. Это для Отабека игра. Но для государства это звучит несколько иначе», подчеркивает А.Таксанов.