Касым-Жомарт Токаев неожиданно заявил во время интервью журналистам Deutsche Welle о том, что он лично не называет то, что произошло в Крыму, аннексией. Конечно, это послание было адресовано руководству России и кажется, что оно с одобрением встречено многими. Однако этот показательный демарш, призванный создать ощущение некого движения в сторону северного соседа, фактически дезавуирован заявлением представителей МИДа Казахстана уже по поводу Абхазии и Южной Осетии, пишет «Эхо Казахстана».
В этот же день информационное агентство КазТАГ разместило публикацию с описанием позиции официального представителя МИД РК Айбека Смадиярова, который подтвердил отказ Казахстана признавать независимость этих двух республик, вышедших из состава Грузии. Эта позиция еще раз озвучена в связи с ответами на вопросы журналистов о наличии уроженцев Казахстана в составе российских войск, осуществляющих миротворческие миссии.
Можно с большей долей уверенности предположить, что это сделано неслучайно во время постановочного выступления представителя МИДа, якобы возмущенного участием соотечественников в различных мероприятиях по принуждению к миру, а в первую очередь для того, чтобы показать перед западными партнерами незыблемость прежнего курса Акорды, а во-вторых, в целях сгладить эффект от заявления второго президента Казахстана.
Само интервью Касым-Жомарта Токаева, в котором прозвучал тезис о том, что он не считает присоединение Крыма аннексией, также может быть попыткой смягчить негативное впечатление, сложившееся у Кремля после инициатив первого президента Нурсултана Назарбаева провести встречу глав Украины и России в Нур-Султане в обход привычного «нормандского формата» с участием руководителей России, Украины, Франции, Германии. Тогда Дмитрий Песков высказался однозначно против такой встречи на территории Казахстана.
Как мы знаем, затем после предложений елбасы появилась еще инициатива Владимира Зеленского о необходимости пригласить участвовать в переговорах по Донбассу Дональда Трампа, что еще больше добавило раздражения и отрицательных впечатлений. Поэтому выступление старого казахстанского президента лишь своеобразный реверанс при сохранении прежнего многовекторного внешнеполитического и экономического курса.
Телеграм-канал Uzyn Qulaq вообще связывает эту личную инициативу нового президента с тем, что он стремится заполучить поддержку Кремля во внутренней борьбе во время продолжающегося транзита власти: «Позиция Касыма-Жомарта Токаева, озвученная в интервью и представляющая из себя некий «дрейф Казахстана» в сторону России, является лишь его личной позицией, а не сознательной внешнеполитической стратегией Акорды в отношении Кремля. Токаев ищет в России поддержку в преддверии нового транзита власти».
Мы не сторонники версии того, что наверху идет некая напряженная борьба между Акордой и Библиотекой, которую активно распространяет телеграм-канал Uzyn Qulaq, но некие противоречия во внешнеполитических заявлениях старого и нового президента видны даже невооруженным взглядом. Кроме этого, Назарбаев продолжает осуществлять активную деятельность на международной арене, беря на себя порой президентские функции.
В частности, все стали свидетелями того, что на Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, прошедшей в Ташкенте, Казахстан представлял Нурсурлтан Назарбаев, который был единственным экс-президентом на совещании среди глав сран региона. Это при том, что главным должностным лицом, определяющим внутреннюю и внешнюю политику, является по Конституции президент государства.
Мнение же о том, что Касым-Жомарт Токаев пытается также опереться на поддержку Кремля в ситуации обострения внутриэлитной борьбы еще больше похоже на правду. Так, например, политолог Максим Казначеев пришел к выводу о том, что предложения о переходе к президентско-парламентской системе правления, постоянно появляющиеся в социальных сетях, на самом деле озвучивается «одной очень серьезной группой, которая контролирует как верхнюю, так и нижнюю палату парламента».
То есть, дело идет к ослаблению президентской вертикали власти в результате возможных скорых конституционных реформ в сторону «демократизации», а в рамках усиления роли парламента эта «серьезная группа» только укрепит свои позиции и останется у власти. Отсюда, кстати, мы можем сделать вывод, в чью пользу действует так называемая «уличная оппозиция» в лице прозападных объединений «Оян Казахстан» и «Республика», а также либеральная Демократическая партия.
Поэтому и предлагаются новые проекты в рамках НСОД, направленные на формальную либерализацию существующих законов о партиях и митингах, чтобы легализовать деятельность всех этих прозападных либеральных и националистических политических образований, которые уже создают необходимый внешний фон требований проведения преобразований, которые в итоге еще больше сократят роль президента и его полномочия в будущей политической конструкции Казахстана.
Поэтому такое неожиданное заявление Токаева может быть проявлением внутренних противоречий и раскладов при сохраняющейся на практике многовекторной внешней политике государства. Соответственно, МИД практически дезавуировал это высказывание президента другим громким заявлением по Абхазии и Южной Осетии.