9 января 1835 года в японском городе Аки, провинция Тоса, родился первый японский олигарх Ятаро Ивасаки — основатель промышленно-торговой корпорации Mitsubishi.
История корпорации Mitsubishi насчитывает более 140 лет. Основанная как судоходная, со временем компания превратилась в горизонтальную финансовую структуру — в разнопрофильный мировой промышленный гигант. Стабильность холдинга до сих пор базируется на изначальных принципах его деятельности, сформулированных создателем и не утративших актуальности по сей день.
Символом Mitsubishi до сих пор остаются три бриллианта, символизирующие три принципа работы компании — ответственность перед обществом, честность и открытость для международного сотрудничества. Последний принцип весьма необычен для Японии тех лет. Об истории компании рассказывает auto.mail.ru.
Семейный бизнес самураев
Выходец из обедневшего самурайского рода Ятаро Ивасаки с юности отличался принципиальностью, трудолюбием и склонностью к предпринимательству. Он много учился и еще подростком начал трудиться в судовладельческой компании, принадлежавшей самурайскому клану Тоса. Карьера складывалась удачно, но юноша стремился работать на себя.
Основать собственную компанию, арендовав у Тоса три парохода, ему удалось только в 35 лет. Она называлась Tsukumo Shokai, но имя компании еще не раз сменится: в 1872 году — на Mitsukawa Shokai, в 1874 году — на Mitsubishi Shokai. В 1875 году Ятаро переименует свое детище в Mitsubishi Mail Steamship Company.
От кораблей до пивоварни
Ятаро Ивасаки умер в 1885 году, оставив управление Mitsubishi своим потомкам, которым удалось не только сохранить, но и приумножить семейный капитал. Уже в 1893 году компания превратилась в мощный холдинг, занимающийся судостроением, нефтедобычей, металлургией, производством двигателей внутреннего сгорания. Сын Ятаро Ивасаки — Хисайя — чуть позже основывает банк, формирует в холдинге собственные структуры по торговле недвижимостью и страхованию, а также открывает пивоваренный завод. Именно Хисайя реформировал руководство компании, объединив все подразделения в единый холдинг Mitsubishi Ltd.
В конце XIX века, а также во время Первой мировой войны, поддерживая правительственные программы, Mitsubishi занимается выпуском самолетов и военных судов. На автомобилестроение в те годы особой ставки не делалось. Такая продукция до появления конвейерного производства не была массовой и не считалась прибыльным делом. А между тем, Mitsubishi Model A в 1917 году стал первым японским автомобилем, собранным на конвейере.
Впрочем, с рентабельностью автомобильного бизнеса по-прежнему было туго, и спустя четыре года машину перестали выпускать, а конвейер переналадили под выпуск грузовиков Т1. Спустя пять лет Mitsubishi стала выпускать тяжелые грузовики, востребованные армией и сыгравшие свою позитивную роль при восстановлении Токио после землетрясения.
Между двумя мировыми войнами прогресс не стоял на месте. В 1931 году создан первый японский дизельный двигатель с непосредственным впрыском. В 1932 году увидел свет первый автобус B46. 1934 год принес прототип полноприводного пассажирского автомобиля PX33, а в 1935-м стартовало производство автобусов с дизельными двигателями BD43 и BD46.
В 1934 году, объединив авиастроительное и кораблестроительное направления (а также производство дизельных автомобилей) в группу Mitsubishi Heavy Industry, компания становится вторым крупнейшим концерном Японии.
Кто и почему запретил название Mitsubishi?
Словно предчувствуя поражение Японии во Второй мировой войне, в 1945 году четвертый президент компании Коята Ивасаки избавляется от половины акций компании, продав их частным лицам. А после капитуляции Японии во избежание возрождения военно-промышленной мощи оккупационные власти принудительно раздробили концерн на десятки независимых компаний. Название Mitsubishi даже оказалось под запретом.
Эра бурного экономического роста Японии «шестидесятых» ознаменовалась выпуском массового седана Mitsubishi 500. С ним в 1962 году компания участвует в Гран-при Макао, победа в котором позволила японской автомобильной компании открыть двери в европейские страны. Продажи росли, что привело к необходимости объединить все технологические процессы производства автомобилей под одной крышей. Так в 1970 году появилась Mitsubishi Motors Corporation и начала развиваться международная дистрибьюторская сеть.
В «восьмидесятые», с выходом на американский рынок, компания представила новую модель — внедорожник Pajero (Montero). С ним бренд не раз добивался успеха в ралли Париж-Дакар. Pajero стал легендарным внедорожником. А следом в Блумингтоне (США) открылся завод совместного предприятия Mitsubishi и Chrysler — Diamond-Star Motors Corporation. В 1989 году на его мощностях началось производство модели Eclipse для американского рынка.
В Европе производство открылось только в 1995 году. Это был завод NedCar в Нидерландах — совместное предприятие Mitsubishi, Volvo и нидерландского правительства. Здесь Mitsubishi начала производить модель Carisma.
Основные направления деятельности Mitsubishi сегодня — это аэрокосмические системы, судостроение, металлоконструкции, энергетическое оборудование и автомобильные аккумуляторы, турбокомпрессоры, машины, грузоподъемники, танки, ветряные турбины, кондиционеры, бумажные и печатные машины, станки, легкорельсовый транспорт для метро.
А что касается акций компании, которые после Второй мировой войны распределились между служащими, то с тех пор они передаются от отца к сыну, по возможности не выходя за пределы семейных кошельков клана Ивасаки. Вот такой семейный бизнес.