Американские биологи обнаружили, что мыши, зараженные паразитом токсоплазмой, не боятся не только кошек, но и всех остальных потенциальных источников угрозы. Об этом сообщает ТАСС.
Возможные причины развития этой черты поведения инфицированных грызунов ученые описали в статье для научного журнала Cell Reports.
«Наши эксперименты показывают, что изменения в поведении мышей были связаны с развитием воспалений в нервной ткани, а не с точечными манипуляциями в работе тех цепочек нейронов, которые отвечают за страх перед кошками. Грубо говоря, токсоплазма не просто нажимает на некий выключатель страха, а воздействует на весь мозг в целом», — прокомментировал работу один из ее авторов, нейрофизиолог из Женевского университета (Швейцария) Иван Родригес.
Токсоплазма (Toxoplasma gondii) – это внутриклеточный паразит, который обычно обитает в кишечнике домашних кошек. Он может проникать не только в их организм, но и в мышей, людей и многих других животных. По разным данным, токсоплазмой заражены от трети до половины населения Земли, поэтому ученые все чаще обращают на него внимание в последние годы.
Исследования указали на то, что токсоплазма меняет поведение ее промежуточного носителя, вызывая необратимые изменения в работе его мозга. В частности, эти паразиты заставляют мышей и шимпанзе не бояться вида и запаха кошек и леопардов, а люди, зараженные токсоплазмой, становятся более склонными к риску, шизофрении, нерациональным поступкам и необъяснимым приступам ярости. Вдобавок попадание токсоплазмы в организм беременной женщины в некоторых случаях приводит к выкидышам и дефектам развития плода.
Родригес и его коллеги заинтересовались тем, как именно токсоплазма «перепрограммирует» поведение мышей и заставляет их не бояться кошек, не затрагивая другие аспекты поведения грызунов. В прошлом ученые уже пытались найти ответ на этот вопрос, анализируя изменения в работе мозга мышей после заражения Toxoplasma gondii, однако однозначного вывода они так и не смогли сделать.
Простые секреты успеха
Швейцарские нейрофизиологи и их канадские коллеги подошли к этой проблеме с другой стороны. Они не стали искать конкретные цепочки нейронов или генов, чью работу меняет паразит, а всесторонне изучили то, как изменилось поведение мышей и работа их мозга после проникновения токсоплазмы в их организм.
Эти опыты раскрыли сразу несколько необычных феноменов, которые не укладывались в общепринятые представления о том, как Toxoplasma gondii влияет на грызунов. В частности, ученые заметили, что зараженные мыши стали более любопытными и менее тревожными не только при контакте с кошками, но и в любых других ситуациях.
В частности, они дольше исследовали лабиринт при поиске выхода из него, а также вели себя менее агрессивно при контакте с другими самцами, реагируя на них так же, как на неживые предметы, расставленные по клеткам. Вдобавок они перестали бояться не только запаха кошек, но и рук экспериментаторов и запахов других хищников, которые нападают на мышей в дикой природе, в том числе лис и крыс. В целом, как отмечают исследователи, грызуны стали более расслабленными, а не только перестали бояться кошек.
Узнав все это, ученые попытались понять, какие изменения в работе мозга были непосредственно связаны с ними. Для этого ученые сравнили то, какие гены были активны в нейронах здоровых и зараженных грызунов и выделили те участки ДНК, чья работа сильнее всего изменилась после заражения.
Оказалось, что секрет успеха токсоплазмы был гораздо проще, чем раньше считали биологи. Этот паразит не меняет работу конкретных цепочек нейронов внутри центров страха в мозге мышей, а порождает и поддерживает воспаления внутри этой части нервной системы, что делает грызунов более доверчивыми и расслабленными в любых жизненных ситуациях.
Подобные простые изменения в работе мозга, как предполагают ученые, помогают паразитам распространяться, несмотря на то, что они не направлены конкретно в сторону страха перед кошками. Также они могут объяснять и другие странности в поведении носителей токсоплазмоза, в том числе и людей, что однако еще предстоит проверить, подытожил Родригес.