Почему депутаты Казахстана сами имеют токалок, а другим запрещают?

Автор -
3344

«Я знаю это точно: большинство наших депутатов имеют не одну и даже не две подруги, — заявил однажды известный политик  Казахстана Максут Нарикбаев, в 70 лет ставший отцом ребенка от гражданской жены… Фактически многоженство в соседней стране уже реализовано. Осталось только узаконить его. Об этом рассказывается в статье Exclusive.kz. 

«От слов —  к делу!»

В казахстанском Парламенте годами дебатируется вопрос  о многоженстве. Сейчас к депутатам с предложением немедленно узаконить многоженство обратилась правозащитная коалиция «Семь Я – Казахстан».

«С учетом того, что многоженство в Казахстане является достаточно распространенной практикой, но до сегодняшнего дня так и не узаконено, такую защиту обеспечить проблематично. Поэтому мы предлагаем правовое решение данного явления, перейдя от слов к делу», — говорится в распространенном в соцсетях тексте «Семейного манифеста» коалиции.

Известно, что по шариату мусульманину дозволялось иметь четыре законные жены и плюс наложниц, которые приобретались не путем, выражаясь европейским языком, брачного контракта, а насильственного умыкания из неприятельских кочевий или земель, и калым за них не выплачивался. Поэтому бытовало устойчивое мнение, что у казахов в дореволюционный период было много жен.

Этот стереотип не подтверждается реальным историческим материалом: среди основной массы населения многоженство не было распространено. Рядовой кочевник в силу разных социально-экономических причин не мог иметь больше одной жены, или же, если имел несколько жен, то не одновременно.

Дело в том, что брачный возраст для девушек был очень низким. По обычному праву она могла выходить замуж, когда ей исполнялось 16 лет, но фактически женами девочки становились лет в 13-14. И, естественно, не имея достойного медицинского обслуживания, многие женщины не доживали до более или менее зрелого возраста, либо страдали серьезными заболеваниями.

Согласно дореволюционной статистике конца XIX-го начала XX века, женщин в степи было гораздо меньше, чем мужчин. Поэтому вторую жену брали либо в случае, если прежняя жена умирала, либо это было необходимо потому, что жена не могла родить нужного количества детей, в первую очередь – сыновей. А у казахов сила влияния того или иного рода определялась многочисленностью семейства. Это давало возможность иметь большие стада овец, которые, в свою очередь, определяли степень влиятельности в степи.

По несколько жен одновременно имел довольно небольшой процент казахов и  характерно это было в основном для такого социального среза, как правящая элита. И это тоже оправдывалось не просто  желанием иметь соответствующий генеалогическому происхождению внешний имидж или престиж, а главным образом причинами социально-политического характера.

Многие султаны и ханы стремились брать в жены дочерей соперничающих с ними чингизидов, или же правителей соседних стран, с которыми у них существовали достаточно сложные взаимоотношения, а брачные контракты способствовали в определенной степени сохранению политического баланса.

Долой старых дев! 

Известный казахстанский демограф Макаш Татимов всем мужчинам в возрасте советовал иметь подругу более молодого возраста не только из демографических побуждений.

— Союз с молодой женщиной облагораживает, дает сексуальную энергию, — считал он. — Чтобы вступить с ней в гражданский брак и представить ее родственникам, достаточно сходить в мечеть. В дальнейшем свою судьбу женщина решает самостоятельно. Если она любит мужчину, будет рожать от него детей. Гражданский брак потому так и называется, что проверяет гражданственность человека.

Согласно данным последней переписи, число женщин от 25 до 50 лет, никогда не выходивших замуж и не рожавших детей, зашкаливает за 350 тысяч. Это не просто цифра – это нераскрывшиеся цветы, это несбывшиеся надежды, это не разожженный очаг, это, если учесть, что в среднем казашки  в течение жизни трижды рожают, — миллион не родившихся детей. Поэтому я призываю девушек, попавших в разряд старых дев, не страшится гражданского брака. Это выход из тупика. Кто же осудить незамужнюю 40-летнюю девушку, если она решит родить ребенка вне брака? Понимаю, расти безотцовщиной – не такое уж и большое благо, но не рожденный ребенок – это  несчастье. Сейчас в западном мире – 30 процентов детей растут вне брака, мы тоже постепенно идем к этому (сейчас в Казахстане 17-18 процентов внебрачных детей). Иного выхода при большой смертности мужчин у нас просто нет.

Токалки – это атавизм

— Я знаком с результатами многих социологических исследований, где выяснялось, как люди относятся к многоженству, — говорит другой демограф, доктор исторических наук Александр Алексеенко. —  Подавляющее большинство казахстанских женщин  — против. И – не будем забывать: это не демографический, а скорее — этический вопрос. И рассуждения о низкой плотности населения при огромной территории здесь неприемлемы.  Женщин, которые будут рожать детей, думая о том, как повысить демографический потенциал государства, по-моему, не существует в природе. Несколько натянутыми мне кажутся и рассуждения о возрождении института многоженства. Каждая традиция отражает особенности своей эпохи. Мне кажется, усиление социальной поддержки населения снизит остроту вопроса многоженства. Не стоит временные социально-экономические проблемы оформлять в виде закона.

Непредсказуемые последствия

— Женщины наивно полагают, что, став второй женой, они решат свои материальные проблемы, но исследования показывают, что это иллюзия. По официальным данным,  каждый пятый ребенок в Казахстане растет в неполной семье, — считала известная феминистка, кандидат юридических наук Гульсара Тленчива.

Более того, высокий уровень разводов в первую очередь спровоцирован тем, что мужчины даже в полной семье не состоянии экономически, психологически и даже физиологически выполнять возложенные на него обязательства. Поэтому, слава Богу, что предложение о разработке законопроекта по многоженству остается в Парламенте на уровне разговоров. Нельзя идти на поводу у тех, кто пытается превратить наше государство из светского в религиозное. Это может вызвать большие социальные потрясения, поскольку многоженство означает признание мусульманского права. А если мы будем руководствоваться религиозными нормами, то нарушим две важнейшие конституционные нормы – равные права мужчин и женщин, и принцип светскости нашего государства.

Я вообще, честно говоря, не понимаю тех, кто добиваются принятия такого закона. Хочется вам иметь много жен, — имейте! Хочется быть второй или десятой женой? Да ради Бога! В отличие от советских времен, никто за это сейчас не преследует, лишь бы вы сами были согласны на такую форму взаимных отношений, и лишь бы это не нарушало ваши взаимные интересы и интересы ваших детей, на защиту которых встанет уже государство. Но зачем вам нужна юридическая регистрация? Если уж заговорили о демографии, то надо думать о том, как предотвратить высокую смертность мужчин, связанную с вредными привычками, с растущим уровнем ДТП, нарушением правил охраны труда, стрессовыми ситуациями в обществе, а не превращать их в существа многоразового использования, в биологических доноров с целью воспроизводства человека. Это унижает не только его, но и женщину.

Крещеная младшая жена 

— Так уж получилось, что мы перестали находить общий язык с мамой, — рассказывает 42-летняя Людмила, последние 10 лет живущая в статусе младшей жены. — После одной из крупных ссор она продала квартиру и уехала в Россию. Я осталась с маленькой дочерью без своего угла. А тут мужчина один стал на меня заглядываться. Мы с ним познакомились в больнице, где я работала сестрой-хозяйкой. Он был старше меня на 13 лет, особо мне не нравился, но куда деваться, коль мне жить было негде.

Сейчас старшая жена живет с сыновьями в пригороде, а я в двухкомнатной городской квартире. Один день наш муж ночует в той семье, другой – у меня. Старшая жена про меня все знает с самого начала. Мурат с ней, как с женой, давно не живет, называет бабкой, но с двумя сыновьями, которых она ему родила, очень ладит.

Мы со старшей женой не чураемся общения друг с другом. Она устраивает у меня банные дни, когда в поселке отключают горячую воду, я ее кормлю своими обедами. Когда она с Муратом ездила к родне в Турцию, привезла мне оттуда золотую цепочку. Первые годы совместной жизни муж очень хотел, чтобы мы с ним прошли в мечети обряд мусульманского бракосочетания и чтобы я родила ему еще одного ребенка. Но и то, и другое я делать отказалась.

Думала, что у меня с ним все временно. А когда я поняла, что мне этот человек не безразличен, то уже он был против рождения совместного ребенка: сыновья один за другим привели в дом жен. Сейчас у него уже растут внуки. Я только сейчас поняла, что зря не воспользовалась его желанием стать отцом. Мне уже 43-й год, а квартиры своей нет. В той, что живу, я только прописана. Я уже не раз говорила мужу открытым текстом: «У меня есть крыша, пока ты жив. А случись что, я ведь останусь без ничего». Он отмалчивается, или говорит, что купит мне домик на земле, где я могла бы копаться в огороде. Когда это будет? Не знаю…

Давить на своего гражданского мужа я не могу. Когда однажды попыталась припугнуть, что уйду от него, он сказал: «Не ты, так другая…».

Юрист рекомендует — заключайте договоры

— Я против многоженства, — говорит медиатор Ольга Склярова. — Есть в этом какая надуманность, декларативное желание выпятить себя, подчеркнуть свою успешность. Но если все-таки отношения складываются так, что женщина стала негласной второй или третьей женой, ей нужно обязательно заключить договор о том, что в случае расставания гражданский муж будет выплачивать ей или ее ребенку определенное денежную компенсацию. Этот так называемый договорной порядок регулирования отношений абсолютно не противоречит действующему законодательству.

Да, может быть, это будет звучать несколько анекдотично: «Мы, такие-то, договорились о том, что между нами отношения будут строиться на принципах уважения и толерантности, но в случае, если они по каким-то причинам прекратятся, то человек, который выполняет функции внебрачного мужа, берет на себя обязательства (перечисляется материальная сторона: денежная компенсация, оплата кредита в банке, алиментные обязательства и прочее)», зато соблюдены интересы обеих сторон: женщина, которая строит свои отношения без заключения официального брака, не останется у разбитого корыта, а мужчина, если это звание ему льстит, может считать себя многоженцем, несущим материальную ответственность за несколько семей.

Постель  втроем

Тахир женился, когда ему было 27, а ей всего 17. Любовь между ними была неземной. Алия его боготворила так, что любое прикосновение к любимому отзывалось в ней током, мыть ноги любимому для нее было счастьем, а он ее называл «моей звездочкой». Плодом их любви стали три замечательных ребенка.

Но вот однажды олигарх пришел домой, настроенный на серьезный разговор. За ужином вдвоем сказал: «Звездочка моя, я полюбил еще одну женщину». Увидев округлившиеся глаза законной супруги, поспешил успокоить: «На нашей семейной жизни это никак не скажется. И меня самого, и моих денег хватит на всех». Но для Алии мысль о том, что ложе с ним будет делить кто-то еще, была невыносимой.

С того дня прошло четыре года. Он, как и обещал, обеспечивает обе семьи. Дочь выдал замуж, сыновей берет с собой во все зарубежные командировки. Если делает ремонт в особняке, где живет со второй женой, с которой в официальном браке не состоит, то делает его и в тех роскошных апартаментах, где жил когда-то с Алией. Ее родственники пытались было отвернуться от него, но не получилось: Тахир, как бы презрительно ни смотрела на него теща, не забывает поздравить ее со всеми праздниками, оплатить все счета, когда она ложится в больницу подлечиться.

С Алией, кстати, он так и не развелся. Он такой мысли вообще никогда не допускал. «Если у тебя появиться кто-то другой, — убью. Лучше соглашайся, будем жить втроем», — предупреждает он женщину, которую называет своей байбише.

В той семье тоже родился ребенок. Тахир честно предупредил младшую жену, что если его настигнет страсть и в третий раз, то он ни перед чем не остановится. Приведет, вернее, купит квартиру и для третьей жены.

Потомок батыра

Этнический казах Арыстан Тосун родился в Китае, гражданство принял в Турции, работал в Германии. Время от времени бывая на исторической родине, в 1990-м году он купил добротный дом в поселке Райымбек Алматинской области у уезжающих на историческую родину немцев и поселил здесь чудом найденных казахстанских родственников.

А выйдя в 1995-м на пенсию, навсегда вернулся на родину предков. На Гульнур, своей токал, уроженке этих мест, которая моложе его на 26 лет, он женился еще раньше. Рожать младшую жену первенца Кажимукана он возил в одну из лучших клиник Стамбула. На вопрос, как отнеслась мать его пятерых старших детей, байбише Нурзаги, к решению мужа, сухонький  Арыстан-ага, едва достающий своей молодой жене до подбородка, безапелляционно отвечает:

— Мен батырдын урпагымын — я потомок батыра, какая женщина осмелиться мною командовать? Байбише сама справляла нашу с Гульнур свадьбу.

Байбише Нурзаги живет в Берлине рядом с пятью старшими детьми и внуками, но каждый год супруги навещают друг друга. Кстати, детям Арыстан Тосун дал достойное образование. Старший сын – инженер-химик, второй — инженер-строитель, младший – программист, старшая дочь-домохозяйка живет в Лондоне, младшая работает воспитателем в детском саду. Все они женаты и замужем только на своих соотечественниках.

Энергия через край

— Если человек добился успеха в жизни, то, как правило, он умный, энергичный, любящий жизнь, а энергичный человек энергичен во всем, включая и интимную жизнь, занятость ему нисколько не мешает, — говорит российский сексолог Александр Полеев. — Поэтому не нужно слушать сплетен про то, что все евреи и олигархи – импотенты. У Березовского, пока он жил в России, кроме многочисленных жен, имелась масса любовниц. Некоторых из них я знаю лично. Они о нем, как о мужчине, отзываются очень высоко, а это женщины, понимающие в сексе.

Мнение о многоженстве рядовых казахстанцев

Дана, оператор справочной службы:

— Я – против. Кому-то хочется быть второй или третьей женой? Такое можно разрешить только муллам. Они же более чистые,  а в семьях простых смертных будет хаос.

Роза, бухгалтер:

— Я категорически против. Это разврат! Мужикам-то хорошо, а хозяйство и детей тянуть придется женщинам.

Асет, журналист:

Я – за. У нас и так полигамия, многие имеют любовниц. С принятием закона никто не будет скрывать свое двоякое положение, разводов и безотцовщины станет меньше. В общем, это в порядке вещей. Тем более, что исторически казахи всегда имели несколько жен. Я, например, люблю свою жену, но не отказался бы и от женитьбы на второй, если бы позволяло мое финансовое положение.

Николай, дизайнер:

— Я – за. Хотя лично мне хватает и одной жены, но для того, чтобы пристроить свободный женский контингент – это вполне нормально. И потом опыт мусульманских стран и мормонов свидетельствует, что в таких семьях присутствует высокий моральный дух.

Кантай Дюйсенбекова, пенсионерка:

—  В годы нашей молодости не принято было рожать детей вне официального брака, это воспринималось как несмываемый позор для семьи. В итоге некоторые мои сокурсницы (а нам всем нынче пошел уже восьмой десяток) так и остались одинокими. Сейчас, к счастью, практицизм и здравый смысл берут вверх: никто, думаю, не осудит 30-летнюю девушку, если она вступит в неофициальный брак с женатым мужчиной и родит от него ребенка

P.S. Когда несколько лет в Парламенте шло обсуждение проекта «Кодекса «О браке и семье», то большинство депутатов выступили против введения многоженства в Казахстане..

— Я расцениваю это как ханжество: многие из проголосовавших против депутатов (я знаю это точно) имеют не одну и даже не две подруги, — заявил, помнится, тогда известный политик  Максут Нарикбаев, в 70 лет ставший отцом ребенка от гражданской жены.  – Сам я, признаюсь честно, не просто из спортивного интереса радею за этот вопрос, я еще и хороший практик. Мои ровесники боятся сообщать законным женам о своих молодых подругах. Но ведь от вечной лжи можно устать. Это в молодости, когда энергия так и прет и женщин меняешь, как перчатки, есть смысл скрывать мимолетные увлечения, но в нашем возрасте стыдно обманывать жену и детей. Поэтому я и говорю всем мужчинам: объединяйтесь и боритесь за право иметь не одну жену. От этого выиграют все, потому что никто не будет чувствовать себя грешным. Фактически многоженство в нашей стране уже реализовано. Осталось только узаконить его.

Поделитесь новостью