На сегодняшний день нет оснований для отставки парламента. Этого не желают и партии, не состоящие в парламенте. Потому что и они должны готовиться. Для них выгодно, чтобы выборы прошли в назначенное время.
Об этом в интервью «Азия News» заявил депутат Жогорку Кенеша Торобай Зулпукаров.
Ниже текст интервью:
— Торобай Закирович, осталось немного времени до следующих парламентских выборов, но почему-то ходят разговоры о том, что Жогорку Кенеш будет досрочно распущен. Как думаете, возможны ли досрочные парламентские выборы?
— Есть различная критика в адрес парламента. Ни один парламент полностью не нравился народу. Если взглянуть на критику, с которой сталкивался парламент еще со времен «легендарного парламента» и до VI созыва, то больше всего критики звучало в адрес «легендарного парламента» и парламента V созыва. В то же время среди народа говорят, что самыми сильными были «легендарный парламент» и парламент V созыва. Поэтому тяжело давать оценку действующему парламенту.
За годы работы VI созыва впервые рассмотрели вопрос оказания недоверия генпрокурору, лишения статуса экс-президента, во второй раз после правительства Турсунбека Чынгышева оказали недоверие правительству, во главе с Сапаром Исаковым. Решения по таким вопросам принять тяжело.
Поэтому еще раз повторяюсь – нелегко давать оценку работе парламента VI созыва. Парламент – это коллективный орган. В парламенте сидит не один человек, там шесть политических партий, в каждой фракции сидят различные депутаты. У депутата есть три конституционных обязанности: издавать законы, контролировать исполнение закона, быть представителем.
Сколько законов издал депутат, как эти законы помогли народу? Как депутаты выполняют функцию контроля за исполнением закона, работая во фракциях или комитетах Жогорку Кенеша? Степень выполнения функции представителя оценивается избирателями. Большинство из действующих депутатов намерены участвовать в предстоящих парламентских выборах. Их работа будет оценена народом на выборах.
На сегодняшний день нет оснований для отставки парламента. Этого не желают и партии, не состоящие в парламенте. Потому что и они должны готовиться. Для них выгодно, чтобы выборы прошли в назначенное время. Кроме того, я не наблюдаю политического кризиса, что могло бы обусловить роспуск парламента.
В каких случаях парламент уходит? При самороспуске, когда разваливается коалиция и не удается создать новую, когда дважды поднимается вопрос оказания доверия правительству, согласно новой Конституции. На сегодняшний день такие вопросы не поднимаются. Да, есть критика в адрес депутатов и некоторых руководителей. Народ должен оценить – насколько это правильно и обоснованно.
— С парламентом все понятно. А как на счет правительства?
— Если взглянуть на общие макроэкономические показатели, степень выполнения бюджета, то доходная часть бюджета выросла по сравнению с прошлыми годами. Если в 2019 году доходная часть бюджета составляла 155 млрд сомов, то в 2018 году она составляла 135 млрд сомов. Другими словами, рост составил 20 млрд сомов. Если оглянуться назад до 1991 года, то такой доходной части бюджета не было ни при одном правительстве. В 2009 году доходная часть составляла 48 млрд сомов. Сами сравните 155 млрд сомов и 48 млрд сомов.
Работу правительства нужно оценивать в зависимости от доходной части бюджета. Они стараются в 2020 году довести доходную часть бюджета до 163 млрд сомов. Поэтому оснований для отставки правительства нет. Да, есть недостатки. И общественность, и мы говорим о том, что есть погрешности в пограничных вопросах. Нужно ускорять процесс делимитации и демаркации границ с Узбекистаном и Таджикистаном. Но решение вопроса не зависит от мнения и точки зрения одного государства. Комиссии должны вместе над этим работать.
Сейчас граница с Узбекистаном согласована на 85%. Но с Таджикистаном дело движется очень медленно. Мы отчетливо видим, как таджикские соседи не заинтересованы в решении отдельных вопросов. Поэтому тяжело идет решение вопроса.
— К слову о границе. Вице-премьер-министр Жениш Разаков сообщил о возможности обмена земель при решении вопроса со спорными участками. Как вы к этому относитесь?
— Если обмен будет производиться с учетом интересов нашего государства, то это поддержит местное население, депутаты парламента. Если же мы в проигрышном положении, то обмениваться будет неправильно. Для сохранения дружбы между двумя народами нужно ставить точку в этом вопросе.
При решении вопросов границы возникает большая ответственность. Просмотрев документы и соглашения, мы должны озвучить свое мнение. Вопросы делимитации и демаркации проходят через ратификацию Жогорку Кенеша. После поступления к нам материалов мы рассмотрим документы, подготовленные правительственными комиссиями, озвучим свое мнение.