Немецкой полиции и спецслужбам не хватает сотрудников, передает издание Deutsche Welle.
Берлинское метро — это не только транспортное средство, но и ярмарка вакансий, причем порой весьма неожиданных. Например, в вагонах метро висят объявления о поиске новых сотрудников в Федеральное ведомство по охране конституции (контрразведка ФРГ) под девизом: «Тайно творить добро».
Созвучен этому и слоган другой силовой структуры — Федерального ведомства по уголовным делам (BKA): «Делать правильное». Причем BKA ищет новых сотрудников — и прежде всего IT-специалистов — не только в городском транспорте, но и, например, в региональных фитнес-клубах, где в раздевалках висят объявления о вакансиях.
На сайте другой немецкой спецслужбы — Федеральной разведывательной службы Германии (BND), занимающейся внешней разведкой — тоже свыше трех десятков открытых вакансий, примерно половина из них — в области информационных технологий.
Карьера в разведке — открытый конкурс и хорошая стипендия
По данным берлинской газеты Tagesspiegel, в Федеральном ведомстве по охране конституции работает около 3500 человек, а в Федеральной разведывательной службе — около 6500 человек. Каждый год в BND поступает от 1200 до 1500 резюме от желающих работать в этой структуре. 200 человек приглашаются на вступительный экзамен, который состоит из нескольких этапов.
Самым сложным из них считается письменный тест, в ходе которого проверяется не только знание немецкого и английского языков или математики, но и способность к логическому мышлению, концентрации и запоминанию. Тех, кто успешно справится с письменными и устными заданиями, а также пройдет последующий за ними медосмотр, подвергнут пристрастной проверке — в том числе и на связи с иностранными спецслужбами и спецслужбами бывшей ГДР, а также на наличие судимостей. Кроме этого, претенденты обязаны указать ссылки на все свои аккаунты в социальных сетях.
Кандидаты, прошедшие строгий конкурсный отбор, допускаются к обучению по специальности «Разведывательные службы» в Центре разведывательного обучения и повышения квалификации в Берлине (Zentrum für nachrichtendienstliche Aus- und Fortbildung), во время которого они получают стипендию в размере около 1323 евро, что значительно выше среднего. Одна из ключевых предпосылок для работы как спецслужбах, так и в полиции — гражданство Германии.
В полицию — без отжиманий и «хризантем»
Специалистов не хватает не только спецслужбам, но и федеральной полиции. В этом году на пенсию уходят 853 сотрудника федеральной полиции Германии, а с учетом новых ставок общее число вакансий в этом году составит 2150.
Полицейский в аэропорту: на службу без отжиманий и сложных слов в диктанте
Полицейский в немецком аэропорту: на службу без отжиманий и сложных слов в диктанте
Чтобы пополнить свои ряды, федеральная полиция снизила требования для поступления на службу. Так, в диктанте по немецкому языку было повышено допустимое число ошибок и исключено слово «хризантема» (Chrysantheme), поскольку абитуриенты слишком часто ошибаются в его написании. А из теста по физической подготовке для будущих полицейских вычеркнули прыжки в длину и отжимания, заменив их эстафетным бегом. Новость об этом вызвала бурю шуток в немецких СМИ. Однако от этого желающим служить в полиции не легче — тест для них состоит из письменного диктанта, экзамена по физической подготовке, медосмотра и индивидуального собеседования.
Госструктурам не хватает IT-специалистов
«Практически всем государственным структурам ФРГ — и не только полиции — срочно требуются IT-специалисты, причем речь не только о борьбе с киберпреступностью, но и о безопасности в социальных сетях,- говорит Томас-Габриэль Рюдигер (Thomas-Gabriel Rüdiger), эксперт по кибербезопасности из Высшей школы полиции Бранденбурга. — Закрыть вакансии на федеральном и региональном уровне очень непросто».
«Я считаю подобные рекламные кампании явным признаком того, насколько драматична ситуация с поиском кадров, — говорит президент Совета по кибербезопасности Ханс-Вильгельм Дюнн (Hans-Wilhelm Dünn). — Федеральные ведомства отчаянно ищут IT-экспертов». По его словам, реклама в метро ничего не даст до тех пор, пока не будут решены структурные проблемы, связанные с нехваткой специалистов.
Почему же спецслужбам не хватает сотрудников? Причины весьма прозаичны. Во-первых, объясняет Рюдигер, деньги — в госструктурах не платят так хорошо, как платят IT-специалистам в частном секторе. Во-вторых, имидж. Госструктуры проигрывают молодым и динамичным стартапам. Это отпугивает многих из тех, кому работа на государство не кажется достаточно креативной и привлекательной.
«Поскольку выпускников мало, а вакансий много, все больше информатиков предпочитают хорошо оплачиваемую работу в бизнесе», — говорит Дюнн. К тому же, по его словам, кибербезопасность все еще не считается самой привлекательной специализацией в Германии.
Аналоговые госструктуры в высокотехнологичной стране
Томас Рюдигер согласен: в Германии царит нехватка IT-специалистов. Причины дефицита он объясняет тем, что немецкое общество слишком поздно задумалосьо цифровизации — что привело к недостатку образовательных программ в области IT.
Германия плетется в хвосте европейского рейтинга цифровизации госструктур, говорит Дюнн. В таблице DESI (Digital Economy and Society Index) ФРГ занимает 26-е место из 28 — позади только Греция и Италия. «Даже такая мелочь, как подача заявления на новый паспорт, в большинстве регионов связана с личным визитом и бумажным формуляром, — говорит Дюнн. — Для такой высокотехнологичной страны, как Германия, это позор».
Полиция и спецслужбы — не исключение. «Устаревшие процессы и недостаточные взаимосвязи затрудняют борьбу с преступностью и разведывательную работу», — говорит Дюнн.
Между тем пресс-служба BND не ответила на письменный запрос DW, отправленный по электронной почте. Пресс-служба Федерального ведомства по охране конституции отказалась от любых комментариев по поводу рекламной кампании «Тайно творить добро».
А тем временем в берлинском метро появилась реклама еще одного ведомства — министерства иностранных дел. Там тоже разыскивают специалистов в области информационных технологий. Девиз рекламной кампании: «Цифровая дипломатия — ваша IT-карьера».