UFC заработал 900 миллионов долларов за год. Но гонорары бойцов – только 16%

Автор -
1267

UFC – самая крупная и сильнейшая лига мира, она уже больше восьми лет – лидер бойцовского рынка ММА. Тысяча бойцов со всей планеты выступают под эгидой промоушена, а их бои транслируются в 130 странах на 20 разных языках. Престижный контракт выводит подписавшихся в элиту. А чемпионский пояс – гарантия статуса лучшего в мире.

Но гонорары бойцов – вечная тема. Об этом сообщает sports.ru.

The New York Post опубликовал материал о финансах UFC, из которого следует, что организация в 2019-м заработала 900 миллионов долларов. И только 16% ушли на выплаты гонораров и рекламу бойцов – это меньше 150 миллионов. А вот инвесторы промоушена, среди них Марк Уолберг, Бен Аффлек, Шарлиз Терон и Серена Уильямс, получили за год более 300 миллионов.

В этом политика компании отличается от принятой в американских спортивных огранизациях: например, в НБА, МЛБ и НФЛ спортсменам отдают примерно половину ежегодного дохода (известно, что зарплаты игроков НБА моментально выросли после нового выгодного телеконтракта лиги).

А из дохода UFC 145 тысяч долларов пойдет бразильской модели Жизель Бюдхен. Самый жирный кусок – более 150 миллионов долларов – достанется развлекательному холдингу Endeavor, который также владеет голливудским агентством талантов WME, медиа-агентством моды и спорта IMG, а еще представительством Miss Universe Pageant.

Агент и генеральный директор Endeavor Ари Эмануль летом 2016-го приобрел 50% UFC за 4 миллиарда долларов, это была одна из самых крупных сделок в истории спорта. Теперь он ждет более 3 миллионов – как и другие бенефициары: Дэйна Уайт и председатель Endeavor Патрик Уайтселл.

Платеж в 300 миллионов долларов станет первой выплатой дивидендов с 2016-го. Прошлой осенью Endeavor провалили IPO (первая публичная продажа акций компании акционерного общества), пытаясь привлечь 600 миллионов долларов инвестиций. Компания потерпела серьезные убытки, а UFC теперь станет главным источником дохода до следующей публичной продажи акций Endeavor. По официальным данным, UFC зарекомендовал себя в портфеле Endeavour денежным потоком более 200 миллионов долларов в год. То есть теперь из промоушена будут выкачивать деньги, пока компания не встанет на ноги.

Возможно, Ари Эмануэль и президент Endeavour Марк Шапиро пытаются сделать холдинг привлекательнее для инвесторов за счет увеличения капитала. После провального IPO Шапиро заявил, что деньги UFC частично идут на выкуп акций. А нескромная выплата – обычное дело после успешного года промоушена.

При этом UFC урезает зарплаты бойцам, чтобы выплачивать деньги знаменитым инвесторам – несмотря на недовольство спортсменов, которые справедливо считают, что им недоплачивают.

Лучший боец мира вне зависимости от весовой категории Джон Джонс в 2019-м получил миллион долларов за два титульных боя (с Энтони Смитом и Тиаго Сантосом), а актер Марк Уолберг, даже не посещая турниры, заработал 500 тысяч долларов. Имеющий одиннадцать успешных защит, самый доминирующий чемпион UFC до 2018 года Деметриус Джонсон получил за титульный бой с Генри Сехудо в 2018-м меньше: 480 тысяч. Азиатская организация ONE предложила ему контракт на 12+ миллионов долларов – эти деньги Деметриус мог заработать в UFC, если бы провел там больше 25 боев.

Бывший чемпион UFC в легком весе Эдди Альварес тоже перешел в ONE. Первый бой он проиграл нокаутом Тимофею Настюхину, но теперь ему не придется начинать все заново и добиваться гонораров, ведь у него контракт на 10 миллионов. А в сильнейшей лиге мира он в среднем получал 100 тысяч. У бойцов UFC есть только один вариант заработать: драться с Конором Макгрегором.

Топовые российские бойцы не переходят в Америку, потому что в России они получают больше среднего бойца UFC. Первоначальный гонорар дебютанта с именем в UFC – 25 тысяч долларов за выход, плюс еще 25 за победу. К примеру, Александр Шлеменко получил за бой с Дэвидом Бранчем 120 тысяч долларов (60 + 60) – больше, чем экс-чемпион UFC Эдди Альварес за бой с Дастином Порье в рамках промоушена. Магомед Исмаилов и Александр Емельяненко получат за поединок более 15 миллионов рублей, а это 230 тысяч долларов.

Доминантная позиция на рынке позволяет продавать престижность за малые деньги. В 2014-м это привело к скандалу: Канг Ли, Джон Фитч и Кайл Кингсбери подали в суд на тогдашних владельцев UFC – ZUFA LLC. Они заявили, что организация занимается антиконкурентной практикой ради снижения затрат на компенсацию: подписывает бойцов на долгосрочные контракты без возможности драться в других организациях. Тогда логика была такой: если боец травмировался, организация отстранит его от боев, а дальше он сам по себе – без возможности драться где-то еще.

Дело идет до сих пор. Так как иск групповой, в случае проигрыша UFC потеряет миллиард долларов: заплатить больше придется всем, а это 1200 бойцов. Но это не единственная проблема организации: Bellator идет к расширению, ONE захватил желанный азиатский рынок и уже оценивается в миллиард долларов. Финансовые эксперты говорят, что UFC может потерять свой статус, если не будет вкладываться в Азию или расширяться в других областях – например, отвоевывать внимание у бокса. Шапиро заявил, что бокс промоушену не интересен, и анонсировал множество инструментов для привлечения новых инвесторов.

Проблему маленьких зарплат Шапиро не признает: «Мы платим бойцам значительно больше, чем любая другая организация в ММА. Они заслужили это. Зарплаты будут расти соразмерно успеху UFC»