Сейчас состояние Илона Маска оценивается в $43,6 млрд, поскольку акции Tesla выросли на 11% за неделю.
Сильный рост обусловлен простой «уловкой» со стороны изобретателя: объявлением, что компания не будет привлекать капитал с последующим удорожанием стоимости акций, сообщает журнал Computerra.
В Tesla ставили цель привлечь инвестиции в размере $2,3 млрд к середине февраля. Стоимость 1 акции стала составлять $767. До этого объявления акции стоили порядка $729. Главную роль в этом процессе сыграло заявление Маска в начале февраля, что Tesla не планирует привлекать сторонний капитал.
Маск тогда высказался о том, что компания не ограничивает процесс развития искусственно. В то же время ей удается приносить прибыль. Когда же компания запустила продажу акций, сам Маск купил ценных бумаг на сумму $10 млн. Благодаря его покупке, компания выполнила план и привлекла те самые $2,3 млрд. Этот ход также сделал американского производителя электрокаров лидером по капитализации среди автопроизводителей за всю историю страны. Капитализация Tesla на данный момент составляет $163,4 млрд.
Сегодня акции Tesla торгуются на уровне $900 за одну бумагу. Илон Маск по-прежнему является обладателем крупнейшего пакета акций — 38,6 млн, что составляет порядка 22% от общего массива.
Управляющий партнер венчурного фонда Leta Capital Александр Чачава уверен, что реальные успехи Tesla недостаточны для роста, и, более того, многие новости слишком позитивно интерпретируются прессой, написал он в Facebook.
- СМИ концентрируются на квартальной прибыли Tesla, но чистый убыток компании в 2019 году составил $862 млн.
- Tesla обещала поставки от 360 до 400 тысяч машин, в итоге доставила 367 тысяч. Это хороший результат, но ближе к нижней границе оценки.
- Tesla прогнозировала продажи на $29,4 млрд, но заработала на $5 млрд меньше.
- Маржа продаж бестселлера компании — Model 3 — должна была превысить 25%, но в реальности она ниже 21%.
- СМИ не обращают внимания на растущий многомиллиардный долг компании.
«Я был на заводе Tesla во Фримонте в ноябре 2019 года во второй раз, первый был в 2014 году. Внутри там до сих пор бардак. Toyota производила на этих мощностях 20 тысяч автомобилей в неделю в 80-х, Тесла выпускает около 7 тысяч… Не могу представить, что творится в Шанхае на заводе, построенном за 11 месяцев», — написал Чачава и привел график, который показывает, что нынешний рост Tesla по динамике очень напоминает спекулятивный рост биткоина в 2017 году.
Есть проблемы не только у самой Tesla, но и у всего рынка электромобилей: даже в продвинутых странах не решена проблема с нехваткой зарядок, а без них пользоваться автомобилем неудобно, пишет Чачава. С ним согласен и финансист, следящий за Tesla: энергетическая инфраструктура к большому числу электромобилей пока совершенно не готова. «Китай, например, выбрал концепцию сменных аккумуляторов: вы приезжаете на зарядку и вам в автоматическом режиме за 3 минуты меняют один на другой. Это совсем другая история, но она требует государственных вложений и большой инфраструктуры. Сейчас нигде ничего подобного нет», — объясняет он.
Что дальше
Все оценки Tesla сегодня строятся на том, какой компания будет через десять лет, считает финансист. «Люди верят в то, что это будет новый Amazon. Вероятность этого есть, но нельзя исключать и сценарий доткомов, когда считалось, что любая компания с приставкой “интернет” должна стоить миллионы, — а потом пузырь лопнул». Многие в своих оценках исходят из того, что в будущем Tesla точно будет лидером среди производителей электромобилей. «Фундаментальные принципы ушли на второй план, остались эмоции: когда кто-то просто верит, что будет все именно так».
Говорить о какой-то объективной реальности бессмысленно, сказал The Bell Чачава: компания, которая генерирует $24 млрд выручки и $1 млрд убытков, не может при нормальных обстоятельствах стоить $160 млрд. Если у Tesla будут и дальше хорошие новости, она может и закрепиться на оценке выше $100 млрд, считает Чачава. Но у компании немало проблем, а значит, хорошие новости не могут быть бесконечными.