Гульнара Каримова подарила российскому кутюрье украденную картину за миллион долларов

Автор -
638

Украденная из Ферганского краеведческого музея картина в миллион долларов была подарена Гульнарой Каримовой российскому кутюрье.

Управление музеев Министерства культуры Узбекистана начало проверку по факту похищения картины «Кукуруза шумит», написанной в 1932 году народным художником Узбекистана Александром Волковым. По словам искусствоведов, стоимость выставленного на лондонский аукцион полотна оценивается в миллион долларов. Об этом сообщает Озодлик.

Сотрудник правоохранительных органов сообщил, что в 2009 году эта картина была подарена Гульнаре Каримовой бывшим директором Ферганского нефтеперерабатывающего завода Журатом Меликуловым. Он  в настоящее время находится в тюрьме.

Миллионная картина, подаренная Гульнаре Каримовой директором завода

В середине февраля этого года ряд узбекистанских искусствоведов обратились к новому министру культуры Узбекистана Озодбеку Назарбекову. Они выразили беспокойство по поводу выставления на торги лондонским аукционным домом MacDougall’s картины «Кукуруза шумит» (1932 год). Искусствоведы утверждали, что эта картина была похищена из Ферганского областного краеведческого музея. А на ее месте в настоящее время висит подделка.

Один из сотрудников правоохранительных органов, на условиях анонимности, согласился рассказать «Озодлику» о некоторых подробностях этого дела.

По словам собеседника, оригинал картины «Кукуруза шумит» в 2009 году был подарен Гульнаре Каримовой  Журатом Меликуловым.

Каримова, в свою очередь, подарила эту картину известному российскому кутюрье. Он в августе 2009 года гостил в Узбекистане.

По словам правоохранителя, картина была преподнесена российскому кутюрье публично на одном из официальных мероприятий.

– Некоторые участники того мероприятия до сих пор занимают высокие посты в Узбекистане, – говорит собеседник.

Чиновник, пожелавший остаться неизвестным, отправил журналисту «Озодлика» копии с материалов уголовного дела №1-472/2014. При этом выдвинул условия, что эти материалы не будут опубликованы.

При изучении журналист «Озодолика» обнаружил, что при рассмотрении уголовного дела в отношении Журата Меликулова, суд оставил без внимания то, что похищенные из музеев Узбекистана картины, в основном, проходили через руки подсудимого.

По словам чиновника, при рассмотрении дела Журата Меликулова суд обратил основное внимание на «астрономические суммы денег», присвоенные экс-директором завода.

Напомним, что 20 августа 2014 года Ташкентский городской суд по уголовным делам признал Меликулова виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 167-3 («Хищение путем присвоения или растраты») и 177 («Незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей») УК республики и приговорил его к 15 годам тюремного заключения. Суд признал его виновным в присвоении 100 млн долларов США Ферганского нефтеперерабатывающего завода.

Сотрудник правоохранительных органов говорит, что и Журат Меликулов и Гульнара Каримова должны быть повторно допрошены соответствующими органами.

– Многое в этом деле прояснится, если Министерство культуры в качестве истца обратиться в прокуратуру. После чего будет заведено уголовное дело и допрошены Меликулов и Каримова, – сказал собеседник.

Журналист «Озодлика» пообщался с узбекистанским журналистом Рустамом Ахмедовым, который в ноябре 2018 года написал статью о причастности Журата Меликулова к похищению картины из музея.

По словам Ахмедова, в 2018 году он отправлял письмом со всеми имеющимися у него по данному делу документами тогдашнему министру культуры Бахтияру Сайфуллаеву. Однако министр проигнорировал письмо.

Ахмедов утверждает, что заполучить картины из музеев Узбекистана Журату Меликулову удавалось при помощи свояка, работавшего в Академии художеств Узбекистана.

Однако редакции «Озодлика» не удалось получить официального подтверждения или опровержения этой информации.

Оригинал и подделка картины

55-летний российский галерист родом из Ташкента говорит, что в свое время интересовался картиной  «Кукуруза шумит» и хотел приобрести ее.

– Я видел эту картину. Но отказался покупать ее, подозревая, что у нее может быть криминальное прошлое. Волков был очень плодотворным художником. У ташкентских продавцов картин до сих пор имеются его работы. Однако меня беспокоит то, что бывшие директора музеев ходят, пытаясь продать картины Волкова. Это, естественно, вызывает подозрение, – говорит российский галерист.

Руководитель базирующейся в Канаде организации Alerte Héritage, доктор исторических наук и кандидат искусствоведения Борис Чухович​, проводивший исследование картины «Кукуруза шумит», говорит «Озодлику», что после тайного вывоза картины Волкова из страны, она некоторое время находилась в Москве. По его мнению, правоохранительные органы Узбекистана должны использовать эту информацию для расследования.

Борис Чухович отправил фотографию картины «Кукуруза шумит», выставленную на лондонском аукционе.

В свою очередь ташкентский искусствовед Абдумалик Турдиев отправил другую фотографию, на которой запечатлена выставленная в Ферганском краеведческом музее подделка картины Волкова.

По словам Турдиева, «отличить оригинал картины от подделки можно даже без проведения серьезной искусствоведческой экспертизы».

Он говорит, что «лица, заменившие оригинал картины на подделку, даже не подумали, что однажды соответствующие структуры могут взяться за расследование этого дела».

Судьбой похищенной картины занимается новый министр культуры

Представитель Министерства культуры Узбекистана сказал «Озодлику», что крупнейшие кражи из музеев страны происходили в результате коррупции.

По его словам, «в настоящее время новый министр Озодбек Назарбеков лично занимается разрешением вопроса о возвращении похищенной картины в Узбекистан».

Предметы искусства, тихо исчезнувшие из музеев Узбекистана​

Ташкентский искусствовед и специалист по древним вышивкам Эльмира Гюль с сожалением написала на своей странице в Facebook’е о том, что древнее сюзане, находившееся в экспозиции Государственного музея искусств Узбекистана, каким-то образом оказалось у частного коллекционера в США.

«Эту вышивку я знаю как родную. Я покажу вам стену, на которой она висела, будучи в экспозиции Государственного музея искусств Узбекистана, Ташкент. Ее ни с чем не спутаешь. Она одна в своем роде – на темно-фиолетовом фоне, с эпиграфикой по внутренней кайме. Не была опубликована в известных монографиях. И вот, после нескольких лет отсутствия, она всплывает на сайте. Это американский сайт. Мне известен владелец. Более того, он совершенно не при чем, так как купил эту сюзане легально. И таких вышивок и иных предметов искусства – тихо исчезнувших из наших музеев, я уверена, немало», – пишет Эльмира Гуль.

Сюзане, похищенное из Ташкентского музея.
Сюзане, похищенное из Ташкентского музея.

 

Журналист «Озодлика» отправил фотографию сюзане представителям Управления музеев Министерства культуры Узбекистана. Они сообщили, что  «тоже изучают судьбу пропавшего из музея сюзане».

На протяжении последних четырех лет «Озодлик» ведет собственное расследование по факту исчезновения из музеев Узбекистана ряда ценнейших картин.

Ранее сообщалось о том, что в особняке Гульнары Каримовой в Женеве были обнаружены несколько десятков картин, хранившиеся в свое время в Государственном музее искусств Узбекистана.

В декабре 2013 года узбекский политический беженец Сафар Бекжан и четверо других диссидентов проникли в дом Гульнары Каримовой в Женеве. Тогда Сафар Бекжан заявлял, что обнаружил в доме старшей дочери ныне покойного Ислама Каримова более 60 произведений искусств, украденных из государственных музеев Узбекистана.

Искусствоведы, увидев фотографии украденных картин, предоставленных Сафаром Бекжаном, говорили, что среди них имеются такие известные работы, как «Красавица» народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова. Также были и картины известных художников Виктора Уфимцева и Рози Чориева.

Искусствоведы предполагали, что эти картины могли быть похищены из фондов музеев.