Могут ли животные разносить коронавирус? Несмотря на то, что коронавирусы считаются зоонозной инфекцией, то есть «перешедшей» на человека от другого вида животных, французские медики заявляют, что от питомцев, а также мяса птицы или скота заразиться нельзя. Тем не менее, на слизистых оболочках полости рта одного померанского шпица в Гонконге вирус SARS-CoV-2 сохраняется уже несколько недель — где же правда? «Популярная механика» подробно ответила на насущный вопрос.
Для начала разберемся с терминологией. Зоонозами называются те заболевания, для возбудителей которых животные являются природным резервуаром. То есть в естественных условиях, либо эти виды сами болеют такой инфекцией, либо в их организмах тем или иным образом паразитируют соответствующие вирусы или бактерии.
Однако если в начале своей эволюции, как человеческого заболевания, вирус или бактерия начинает в тесном контакте между людьми и животными, то в дальнейшем, он может сильно измениться. Зоонозную природу имел, например, ВИЧ — его предшественник поражал не только человека, но и приматов. Но затем мутировал и стал исключительно заразой людей (а у шимпанзе остался «свой» SIV-cpz). Примерно тоже самое происходит и с коронавирусными инфекциями.
Возбудителем небезызвестной «атипичной пневмонии» (она же SARS или ТОРС — тяжелый острый респираторный синдром), наделавшей шуму в 2002 году, является вирус SARS-CoV, который «перешел» на человека с цивет (хищные млекопитающие тропиков Азии). Тем не менее, кроме нулевого пациента, случаев заражения людей от животных зафиксировано не было. Аналогичная ситуация имела место с MERS-CoV — вирусом ближневосточного респираторного синдрома. Предположительно, он был получен человеком в 2012 году от верблюдов на Ближнем Востоке.
Животные сами не болеют
Откуда нам «достался» SARS-CoV-2, пока что неизвестно. Но он очень похож на коронавирусы встречающиеся у некоторых видов летучих мышей. Данный род вирусов вообще характерен для животных, а не людей. Однако, как стало ясно, иногда они очень «удачно» мутируют. И тут кроется один важный нюанс. Почти всегда такая мутация создает новый подвид, целью которого уже не могут стать первоначальные носители. И знаменитый гонконгский померанский шпиц тому лишнее подтверждение. Он получил возбудителя от своего владельца, но сам не заболел.
В конце февраля врачи обнаружили, что питомец 85-го по счету пациента с диагнозом COVID-19 в регионе также является возможным носителем вируса. Детальные анализы показали отсутствие антител к возбудителю в крови собаки — животное не было больным. Однако на слизистых оболочках гортани шпица сохранились следы РНК коронавируса. И повторные тесты спустя несколько недель показали тот же результат. Как следует из заявления замминистра здравоохранения Гонконга, собака считается «слабоинфицированной».
Иными словами, в некоторых тканях ее организма сохраняется небольшое количество вирионов. Но они не размножаются и навряд ли могут быть переданы людям. Кроме случаев ну уж очень тесного контакта с этими самыми тканями и невероятно слабого иммунитета человека.
Это не отменяет опасности, но делает риск минимальным. Из чего следует, что заявление «французского минздрава» непротиворечиво. Напомним, в четверг, 12 марта, сообщалось об отсутствии научных подтверждений возможности заразиться коронавирусом от домашних животных или скота.