Климатологи не видят взаимосвязи между погодой и заражениями: вирус не испарится с наступлением тепла. Загрязнение окружающей среды также не служит усугубляющим фактором. Об этом пишет Il Giornale.
Не будем вводить самих себя в заблуждение. Никто не говорит, что вирус ослабнет с наступлением хорошей погоды. Точнее, верны слова вирусолога Роберто Буриони (Roberto Burioni): «Все респираторные заболевания меньше передаются с наступлением тепла».
Верно также и то, что попадающие в воздух частицы слюны с потеплением испаряются быстрее. Но что касается остального, взаимосвязи между повышением температуры и ослаблением Covid-19 нет. Если через несколько месяцев эпидемия пойдет на спад, это будет связано не с климатом, а исключительно с ограничительными мерами, которые мы принимаем, и с использованием лекарств.
Стоп. Исследователи еще не знают, как Covid-19 поведет себя с наступлением тепла. Они знают лишь, что вирусы обычно предпочитают холод и влажность. Однако они выяснили также, что молекула этого коронавируса отличается аномальным поведением и все еще таит в себе неожиданные открытия.
Научных исследований по данному вопросу пока нет. Но еще с первых наблюдений климатологов очевидно, что повышение температуры необязательно становится орудием, которое мы можем применить себе во благо.
Надежд на летний реванш нас лишает исследование Миланского университета Бикокка, Рима-3, Кьети-Пескары, где были проанализированы климатические данные из провинции Ухань, а также данные Ломбардии и Венето с 20 февраля по 18 марта. Были учтены результаты, собранные десятью станциями как в трех основных очагах распространения вируса (Кодоньо, Нембро и Во Эуганео), так и в других районах Ломбардии (Бергамо, Брешиа, Кремона, Павия) со значительным количеством зараженных. Взаимосвязи между количеством зараженных и метеоусловиями не выявлено.
Это заблуждение возникло вместе с надеждой, что Covid поведет себя как атипичная пневмония (или тяжелый острый респираторный синдром), эпидемия которой началась в конце 2002 года и угасла в июле 2003-го. Но, вероятно, это ошибка. Разве что, находясь на открытом воздухе, мы будем меньше контактировать с окружающими по сравнению с зимним периодом, когда люди много времени проводят в закрытых помещениях.
Из анализа данных из Уханя следует, что февральская температура, совпавшая с пиком положительных реакций на тесты, была низкой, но при этом выше средних показателей (9,2 градуса по сравнению с 5,8 за 30 лет с 1971 по 2000 год). Похолодания же были ниже средних показателей. И даже сейчас, когда эпидемия почти сошла на нет, в регионе Хубэй не отмечается таких климатических изменений, которые позволяли бы заявить, что наступление тепла убило вирус.
Результаты этого исследования вполне правдоподобны, особенно если учесть происходящее в последние несколько недель. В Иране, где температуры, разумеется, не назовешь низкими, количество жертв эпидемии достигло 1685 человек, а количество зараженных — 22 тысяч.
Еще одна неизвестная — это взаимосвязь между смогом и коронавирусом. Гипотеза о ее существовании в последние часы подняла волну дискуссий в научном сообществе.
Исследование, проведенное Итальянским обществом медицины окружающей среды вместе с университетами Болоньи и Бари, выявило связь между высокими уровнями загрязнения и распространением Covid-19 в Паданской равнине. Национальный исследовательский совет возражает: «Связь между загрязнением и здоровьем — научно установленный факт, она достигла действительно чрезвычайного уровня в наиболее загрязненных регионах, — объясняет ученый Федерико Фьерли (Federico Fierli), — но взаимодействия и механизмы, регулирующие эпидемиологию и распространение вируса, слишком сложны, чтобы установить прямую связь на основе весьма ограниченных пока данных».
Диаметрально противоположного мнения придерживается, однако, Антоньетта Гатти (Antonietta Gatti), физик, входящая в число крупнейших экспертов по токсичности наночастиц на международном уровне. По данным эксперта, весьма вероятно, что Ломбардия стала эпицентром этой чрезвычайной санитарной ситуации в том числе из-за большей по сравнению с другими территориями страны подверженности атмосферному загрязнению воздуха.
«Сообщается, что многие люди, по большей части пожилые (средний возраст — 80 лет) умерли не от коронавируса, но вирус сыграл в их смерти свою роль. Уже ослабленные люди, то есть имеющие ряд патологий, в том числе связанных с загрязнением окружающей среды, не обладали достаточной сильной иммунной системой, — утверждает Гатти. — Напомню, что на данный момент ни один врач не способен диагностировать патологию, возникающую из-за пыли. В рамках европейского проекта по нанотоксикологии мы уже доказали, что клетки, подвергающиеся атаке нанопыли, лишаются своей реактивной системы защиты».