Как пандемия скажется на рынке подержанных авто в Казахстане. Прогноз экспертов

Сегодня, когда курс тенге заметно упал, а автопроизводители приостановили свои конвейеры, многие обращают свое внимание на вторичный рынок, который предлагает больше выбора и более гибкую амплитуду цен. Но чем выгоднее кажется сделка, тем больше рисков нарваться на «автохлам». Не стоит забывать, что введенный режим ЧП и увеличение курса доллара могут заметно поднять средние цены по рынку. Редакция Liter.kz обратилась к нескольким экспертам по подбору подержанных автомобилей, чтобы узнать у них: как в ближайшее время изменится стоимость машин и будет ли смысл вообще их покупать?

Станислав Кларк (СК) и Антон Сиганов (АС), эксперты из Алматы и Нур-Султана, поделились мнением о ценах на авто, о будущем рынка и многом другом. Но обо всем по порядку.

О ценах на подержанные автомобили

СК: — Возможно, цены на автомобили повысятся в 1,5-2 раза уже в ближайшее время. Учитывая, что спрос на хорошие авто будет в любом случае, а их на рынке будет все меньше. Вторичный рынок автомобилей в Казахстане был и будет неприятной темой для обсуждений. Ситуацию могла бы изменить отмена или снижение стоимости сборов при постановке на учет иностранных авто. Но, боюсь, в скором времени мы все сядем за руль 20-летних японских авто, которые надежнее и практичнее всего того, что выходит с конвейера последние пять лет.

Наш рынок — это 20% новых авто низкого качества за баснословные деньги, и 80% того, что не первый год продается на вторичном рынке. Даже представить сложно, сколько там аварийных, сломанных и не подлежащих дальнейшей эксплуатации авто, на которых продолжают ездить. Выбор у людей небогатый.

АС: — Цены будут повышаться в любом случае. Как? Это еще трудно оценить. Сейчас цены держаться на стабильном уровне. В связи с падением тенге и пандемией коронавируса их, конечно же, подняли, но незначительно.

Могу привести пример – возьмем автомобиль Kia Rio, средней комплектации, в отличном состоянии: по сравнению с началом 2020 года его цена повысилась на примерно 300-500 тысяч тенге.

Повышение цен на автомобили происходят и будут продолжаться – такова была ситуация была и без пандемии коронавируса или падения тенге.

Чего ждать от авторынка Казахстана

СК: — Ничего хорошего. Когда каждый день сталкиваешься с битыми, убитыми и угнанным авто — быстро становишься реалистом. Конечно, ситуацию можно сделать лучше. Например, снова ввозить из Японии их подержанные авто. Чтобы наш вторичных рынок сделал глоток «свежего воздуха». Или, наконец, создать «народный» автомобиль казахстанского производства. Об этом давно говорят, но, сами понимаете, что это все даже звучит как что-то из далекого будущего.

Когда лучше купить авто

СК: — Если есть возможность купить авто во время карантина — покупайте. Сейчас достаточно много хороших машин продают вынужденно. Людям срочно нужны деньги, поэтому цены адекватные. Естественно, при осмотре авто нужно соблюдать меры предосторожности и индивидуальной защиты (маски, перчатки). У кого достаточно познаний — могут проверить сами. Тем, кто сомневается, лучше будет обратиться хотя бы на СТО за помощью. Либо к специалистам по диагностике перед покупкой. Если нет возможности приобрести авто сейчас — нужно готовиться к длительному ожиданию. Цены будут «кусаться» еще очень долго после окончания пандемии.

Как купить подержанный автомобиль и не пожалеть об этом?

СК: — Лучше покупать авто у реальных владельцев. Которые любили и ухаживали за автомобилем. Но 70% рынка составляют перекупщики. Люди, чей заработок зависит от перепродажи авто. В нашей практике честных сделок по перекупке еще не было. Каждый из них до последнего скрывает недостатки машины. Хорошо еще когда список этих недостатков оканчивается вложениями на шестизначную сумму. Плохо, когда вдобавок авто состоит из нескольких частей разных машин, то есть восстановлен после серьезного ДТП. При этом цены завышаются даже за «убитые» авто. Тем самым «провоцируя» рынок создавать еще более неадекватные цены.

Реальный владелец подержанной Toyota Land Cruiser Prado J20, видя какой хлам продают за восемь-девять миллионов тенге, думает: а чем я хуже? И ставит цену еще выше. За автомобиль, которому уже второй десяток лет пошел.

При небольшом бюджете всегда советуем обратить внимание на «правый руль». Японское качество еще очень долго будет служить при адекватном обслуживании.

При бюджете выше трех миллионов лучше обратить внимание на корейский автопром. А именно на корейскую сборку. Эти машины в корне отличаются по качеству от российской и казахстанской сборки тех же марок и моделей. Простые по конструкции и недорогие в обслуживании, эти авто ездят без существенных поломок. Но и у них есть свои слабые места.

Если же бюджет выше пяти миллионов, можно задуматься о покупке японского авто с левым рулем. Но этот сегмент рынка давно облюбован перекупщиками. Стоит готовиться к затяжным поискам.

АС: — Все машины надо проверять. Надо покупать у реальных владельцев, следивших за авто долгое время.

Подбор правильного для себя автомобиля должен занять приличное время. Ни в коем случае нельзя его брать впопыхах и на последние деньги, а уж тем более в кредит. Это очень «популярная» ошибка. Никогда не забывайте – вам нужны будут деньги не только на покупку авто, но и на ее уход и запчасти.

Как коронавирус повлиял на авторынок

СК: — В связи с последними событиями, многие продавцы сняли свои объявления по продаже авто. Кто-то ждет повышения курса доллара и возможности продать дороже. А кто-то уверен, что его автомобиль не купят, так как у людей нет денег.

АС: — Уменьшилось количество объявлении. Например, если в Нур-Султане раньше можно было найти около 15 тысяч объявлений, сейчас их примерно шесть-семь тысяч.

О ценах на запчасти

СК: — Вся наша команда уверена, в скором увеличении цен на машины и автозапчасти. На это повлияет множество факторов, о которых можно рассуждать часами. Но от поднятия цен будет мало пользы. По прежнему придется искать «живой» автомобиль неделями, а то и месяцами.

О ценах на бензин

СК: — Я считаю значительного увеличения цен на бензин ожидать не стоит. Да, немного поднимут, как обычно.

Как сильно отличается нынешняя ситуация от той, что была на рынке при кризисе 2008 года?

В 2008 году в мире начался финансовый кризис, в последствии переросший в глобальное (замедление) экономики.

СК: — Тогда, как и сейчас, многим людям было финансово трудно позволить себе автомобиль. Но при этом было намного меньше перекупщиков. Они были. Большинство занималось «перегоном» авто из других стран. Тогда постановка иностранного авто на учет в РК была дешевле. Было много качественных японских авто, которые успели завезти, пока не запретили правый руль. Да и тогда автомобиль стоил дорого, но можно было найти хороший не опасаясь «попасть» на откровенных хлам.

Поделитесь новостью