Министры обороны стран НАТО провели 15 апреля экстренную видеоконференцию, на которой обсудили взаимодействие в борьбе с распространением пандемии COVID-19. Об этом сообщает «Голос Америки».
Во встрече принимал участие верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель. Были и представители правительств Швеции и Финляндии, не входящих в НАТО. От Соединенных Штатов в конференции принимал участие министр обороны Марк Эспер.
По словам генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, главными вопросами повестки были координация применения военных возможностей альянса для подавления пандемии, планы на будущее. Акцент был сделан и на борьбе с дезинформацией относительно COVID-19.
Столтенберг напомнил, что две недели назад министры иностранных дел стран Альянса возложили на начальника объединенного командования cил НАТО в Европе, генерала ВВС США Тода Уолтерса задачу по координации усилий военных для помощи гражданским властям.
«Военные из всех стран Североатлантического союза осуществили более 100 миссий для перевозки медицинского персонала, предметов снабжения и лечения. Обеспечено строительство 25 полевых госпиталей. Поставлено более 25 тыс. больничных коек. Более 4 тыс. военнослужащих были направлены в поддержку гражданским организациям», — сообщил генеральный секретарь НАТО СМИ.
В то же время, оборонные задачи альянса не ушли с повестки дня. Однако их выполнение требует адаптации к сложным условиям.
«Потенциальные противники будут стремиться использовать ситуацию для продвижения своих собственных интересов. Террористические группы могут стать более решительными. Ситуация с безопасностью в Афганистане и Ираке остается нестабильной, а российская военная активность развивается прежними темпами», заявил Столтенберг.
При этом и он, и журналисты отмечали, что в условиях экономического спада, соперники НАТО могут постараться подорвать безопасность Запада через экономические рычаги.
«Геополитические последствия пандемии могут быть значительными. Некоторые могут попытаться использовать экономический спад в качестве возможности для инвестиций в наши важнейшие отрасли и инфраструктуру. Это, в свою очередь, может повлиять на нашу долгосрочную безопасность и способность справляться со следующим кризисом, когда он наступит» — полагает Йенс Столтенберг.
Борьба с дезинформацией
Отдельной темой разговора министров обороны НАТО стала борьба с дезинформацией относительно COVID-19.
При этом Столтенберг дипломатично назвал распространителей дезинформации «государственными и негосударственными субъектами». Однако генсек НАТО не назвал конкретно какую-либо страну или медиа.
«Мы уже заметили, что социальные сети используются очень активно для того, чтобы распространять абсолютно необоснованные обвинения в связи с тем, что союзники по НАТО делают в борьбе с коронавирусом. И каков на самом деле уровень нашей совместной мобилизации… Я считаю, что лучшим ответом на дезинформацию и пропаганду является свободная и независимая пресса, работа журналистов. Потому что, если они проверяют факты, свои источники, задают сложные вопросы, дезинформация и пропаганда никогда не преуспеют», — считает генсек НАТО.
Инвестиции в военный потенциал важны не только для противодействия военным угрозам
Руководство НАТО негативно воспринимает разговоры о том, что национальные правительства могут урезать расходы на оборону. Это приведет к уменьшению общего уровня затрат на поддержание инфраструктуры Североатлантического блока.
Тревоги по этому поводу стали понятны из ответов генерального секретаря НАТО на вопрос о возможных экономических трудностях.
«Инвестиции в военный потенциал важны не только для противодействия военным угрозам, но это также чрезвычайно полезно для преодоления кризиса в области здравоохранения. Военные обладают огромным потенциалом, который сейчас показал себя. Таким образом, инвестиции в вооруженные силы – это не только способ борьбы с военными угрозами, но и с другими угрозами и вызовами» — заявил Йенс Столтенберг. Он признал, что снижение ВВП в странах НАТО, без сомнения, скажется на их военном бюджете.