В Туркменистане назревает гуманитарная катастрофа

Автор -
1190

    Коронавирус для туркмен: бомба замедленного действия. В Туркменистане назревает гуманитарная катастрофа.

    Туркменский эксперт, общественный деятель Максат Сапармурадов рассказал platon.asia о переломном периоде в истории современного Туркменистана.

    — Максат ага, сейчас из-за карантина по коронавирусу значительное количество туркменских граждан оказались без средств к существованию в разных странах мира. Туркменские власти что-то предпринимают, чтобы им помочь, в том числе с целью возвращения на родину, или власти Туркменистана игнорируют их проблемы? Чем все это может закончиться, как будут выживать туркменские граждане за рубежом?

    — В Туркменистане данный момент граждане пытаются выжить и стараются запастись впрок продуктами питания. Все границы Туркменистана с сопредельными странами закрыты. То есть границы с Ираном, Афганистаном, Казахстаном и Узбекистаном. Паромные переправы между нашей страной и Азербайджаном, а также Российской Федерацией тоже не работают, на границе Казахстана и Туркменистана находятся большегрузные машины. На территории Казахстана есть наши граждане, которые не могут попасть к себе домой, как и некоторые казахстанцы, застрявшие в Туркменистане.

    Имеются граждане Туркменистана и на территории Ирана, а также дальнобойщики, которые везут груз из третьих стран через Иран и Туркменистан. Они также находятся на границе, не могут её пересечь. Никто им не помогает, об их местонахождении мало кто знает из руководителей стран. Работники посольства, находящегося на территории Ирана не могут оказать конкретную помощь этим людям. Сейчас на территории Турции есть наши граждане, из которых примерно 75 человек находятся в транзитной зоне аэропорта в Стамбуле, которым оказывают помощь турецкие власти. На территории Российской Федерации, в аэропорту Внуково, находятся два студента. Российская сторона оказывает полное содействие им, кормит их, им нашли место, где они отдыхают, могут принимать душ. Мы каждый день с ними общаемся и узнаем их состояние. Сложно сказать, чем же все это может закончиться на сегодняшний день после закрытия границ в Турции и в других странах, где граждане Туркменистана находятся на заработке. Без работы в том числе оказались и граждане этих стран. Хотим ли мы этого или не хотим, но экономику мы должны будем восстанавливать. Либо значительное количество населения во многих странах мира попросту умрет от голода. В этих условиях граждане Туркменистана будут стараться искать новое место работы в других странах мира. Там, где будет востребована их рабочая сила — они будут пытаться выехать в эти государства. На родину никто не поедет. В Туркменистане на сегодняшний день люди в городах без работы. В сельской местности народ пытается в этих тяжелых экономических условиях заниматься сельским хозяйством на своих земельных участках, чтобы обеспечить себя продуктами питания на следующий год. Чем все это обернется мы сейчас не понимаем, но я предполагаю — закончится очень плачевно.

    — Многие эксперты говорят, что пандемия коронавируса нанесет большой урон слаборазвитым экономикам. Тем самым пандемия коронавируса является тестом на прочность в первую очередь для диктаторских режимов. Максат ага, по Вашему мнению, какие могут быть последствия для режима Г. Бердымухамедова, если в Туркменистане будет эпидемия коронавируса? Почему туркменские власти скрывают истинную информацию о распространении этой болезни в стране?

    — Никто не знает, какая эпидемиологическая ситуация в Туркменистане. Так называемая власть предпринимает какие-то попытки по предотвращению возможных случаев заболевания. Никакой статистики по тому, кто заболел, кто умер, кто сдал тесты, нет, такой информации государственные органы Туркменистана не выдают. Почему они этого не делают? Да потому, что они боятся паники среди населения, они боятся забастовок, они боятся мирных демонстраций. Ведь люди хотят знать, что будут делать власти для защиты здоровья населения — народ уже требует продуктов питания! Уже есть конкретный плохой опыт попытки властей организовать лагерь для карантина на территории Лебапского велаята. Это граница с Узбекистаном. Эти лагери можно назвать временными пунктами прохождения карантина. Это просто палаточный городок, находящийся в удручающем состоянии. Людей кормят один раз в день. Продукты питания им не разрешается передавать. А если кто смог договориться, то все равно эти продукты не доходят до людей. Внутри помещения палатки холодно, она не отапливается как положено. Там люди здоровые становятся больными. У нас есть ролик об этом, мы его выставляли, где показано, в каком состоянии люди выживают.

    Почему же туркменские власти не хотят официально информировать весь мир о состоянии борьбы с Coronavirus в Туркменистане? Власти боятся стихийных голодных бунтов. Не случайно власти отказываются эвакуировать своих граждан из Турции и других стран.

    В связи с бездействиями туркменских властей в последние три недели пошёл массовый поток выступлений по YouTube с требованиями, чтобы власти ушли в отставку. Более того, в этих требованиях звучат угрозы физического уничтожения президента, его семьи и родственников, которые завязли в коррупции.
    С этими угрозами на сегодняшний день выступает молодежь как в Туркменистане, так и за ее пределами. Звучат лозунги о создании Справедливой Исламской партии Туркменистана на территории Турции. Эти призывы к насилию и беспорядкам организовывает так называемая внесистемная оппозиция, проживающая в США и на территории Швеции. Все эти выступления говорят о том, что терпение у народа закончилось. Люди готовы на крайние меры!

    — Страны нашего региона сейчас несут большие экономические потери от карантинных мер и прочих ограничений в связи с коронавирусом. Ограничена деятельность больших масс людей, включая тех, кто раньше приезжал работать в крупные города, находящиеся сейчас на карантине. В результате миллионы людей остались без единственного источника доходов. Максат ага, учитывая эти моменты, неужели наши власти вынуждены были вводить такие драконовские меры борьбы с коронавирусом? Ведь в некоторых странах мира нет таких жестких мер, там власти преимущественно поддерживают свои системы здравоохранения, призывают людей соблюдать гигиену, держаться на дистанции друг от друга. Может быть, для наших властей коронавирус стал больше предлогом для тотального ограничения разных прав своих граждан, особенно их передвижений, скоплений, общественной деятельности на фоне социально-экономического кризиса?

    — Да, уважаемый Талгат, в Туркменистане в последние два года власти ограничили в правах своих граждан, и ситуация с коронавирусом ещё сильнее усугубила эти ограничения, и на фоне социально-экономического кризиса в стране возможны массовые волнения. Чтобы не допустить этого нужно срочно обратиться за гуманитарной помощью в Россию, соседние Узбекистан и Казахстан. Гуманитарная помощь Туркменистану необходима прежде всего в виде поставок продуктов питания, продуктовых пайков на семью, и они должны выдаваться из рук в руки под контролем международных волонтерских организаций. Туркменский режим должен допустить эту гуманитарную помощь на территорию Туркменистана! Никаких денег не надо перечислять на счёт государственных организаций Туркменистана – этого ни в коем случае нельзя делать! Деньги будут сворованы чиновниками и до народа не дойдут.

    На этом этапе необходимо также начать политическое давление на режим Бердымухаммедова, чтобы он допустил оппозиционные силы в страну и начал диалог без предварительных условий, с целью передать власть временному правительству. Режим Бердымухаммедова естественно понимает, что народ может пойти на крайние меры! Поэтому на переговорах оппозиции и Бердымухаммедова должны присутствовать международные посредники в лице официальных лиц соседних стран, России, европейских государств.

    Россия, Узбекистан и Казахстан должны быть готовы к самому худшему варианту развития событий. Когда в Туркменистане в июне и июле будут большие перебои с продуктами питания.

    Вот тогда начнутся стихийно в разных точках страны массовые волнения и беспорядки! В этой ситуации с Балканского велаята могут быть беженцы в Казахстан, а с Дашховузского и Лебапского велаятов наши люди побегут в Узбекистан. В связи этим Казахстан и Узбекистан должны быть готовы принимать беженцев из Туркменистана. Среди них есть этнические казахи и узбеки. Чтобы не допустить кровопролития в Туркменистане все оппозиционные силы Туркменистана должны обратиться с единым документом к руководству СНГ, мировому сообществу с просьбой обуздать этого Бердымухаммедова от беззаконных действий.

    — Максат ага, как думаете, каким будет посткоронавирусное будущее в Центральной Азии, стоит ли ожидать, что правящие элиты наших стран после эпидемии начнут некоторую либерализацию, чтобы сохранить свою власть на фоне падения мировых цен на экспортируемое сырье?

    Теперь выскажусь касательно того, что же будет со странами Центральной Азии после Coronavirus. Думаю, мы не должны ждать окончания Coronavirus мы не знаем сколько будет длиться борьба с этим вирусом. В настоящее время главная задача – это интеграция усилий наших стран, чтобы при взаимодействии государственных структур и общественно-политических структур, НКО мы вместе боролись с этой болезнью, помогая друг другу и так нужно начать плавно открывать границы и начинать торговлю. Не забывайте, что через наши страны транзитом проходят грузы стран Центральной Азии, Российской Федерации и Китая.

    Также необходимо приложить все финансовые и научные силы по изготовлению нового лекарства, новой вакцины против Coronavirus и такая возможность есть. Я не хотел бы на сегодняшний день говорить о политической ситуации в соседних странах. В этих странах есть свои политические деятели, руководство страны, свои оппозиционные партии и каждая страна должна самостоятельно выбирать свой путь развития. Для нас граждан Туркменистана имеется опыт развития демократии в Кыргызстане, система государственного управления и развитие в Казахстане и Узбекистане!

    Партия, которую я создал в 2012 году, называется Консервативная партия Туркменистана. Что такое консервативность для меня и моих сторонников? Новое — это хорошо забытое старое! Когда-то мы жили в едином государстве Союз Советских Социалистических республик, где не спрашивали какой ты национальности, какого рода, племени.

    Поэтому мы считаем — надо брать лучшее из прошлого и надо брать все лучшее в настоящем мире и думать о будущем. Главное — это люди! Главная ценность в жизни — это здоровье. Поэтому, давайте, мы, представители стран Центральной Азии создадим свой ситуационный аналитический центр, независимый от государственных структур. Этот центр должен иметь в штате социологов, политиков, ученых, экспертов, которые должны изучать и представлять для правительств стран Центральной Азии свои аналитические документы. Давать свои прогнозы и предложения для принятия правильных решений руководителями государств региона. Считаю, что компетентные социальные исследования с рекомендациями будут способствовать успешному развитию наших государств. Мы соседи и мы должны друг другу помогать и жить дружно.

    Спасибо большое!

    Максат Байрамович, Вам большое спасибо за интересное интервью!

     

    Подготовил Талгат Мамырайымов

    Поделитесь новостью