Одними из основных проблем в Казахстане при выходе из карантина станут спад производства и принимающая из-за стремительного сокращения рабочих мест, восстановление которых может затянуться на 2-3 года, все более угрожающие масштабы реальная безработица, пишет «Ритм Евразии».
Прекратили летать самолеты, ездить пассажирские поезда, закрылись банки, торгово-развлекательные центры, рестораны. Наибольшему риску подвергаются такие сектора, как гостиничный бизнес, общественное питание, обрабатывающая промышленность, розничная торговля, коммерческая и административная деятельность.
В этих секторах в Казахстане работает около трети всех занятых, или 2,7 млн человек, которые в основном живут от зарплаты до зарплаты. Многие вообще перебиваются ежедневными заработками.
Спад деловой активности и – главное – платежеспособного спроса чреват банкротствами. Ожидать быстрого восстановления спроса после снятия карантина не приходится. Провал реформ, направленных на диверсификацию экономики, привел к крайне высокой зависимости от импорта в системе потребления и экспорта ресурсов в наполнении бюджета.
Предложенные властями меры по поддержанию экономики в целом сводятся к отсрочке затрат с переносом их на более поздний срок и не решают проблем, связанных с ростом спроса. Из предполагаемых 10 млрд долларов, выделяемых государством на преодоление кризиса, более половины направят в банки, через которые планируется перекредитовывать экономику под более низкие ставки.
Президент Касым-Жомарт Токаев пытается убедить сограждан в том, что страна преодолеет все сложности и все будет хорошо, но вал проблем и в экономике, и у населения нарастает. Уровень жизни продолжает снижаться, спрос населения на товары и услуги падает, что негативно сказывается на финансовом состоянии компаний и частных предпринимателей.
Официальные данные по безработице далеки от реальных. По экспертным оценкам, они занижены в 3-4 раза. Последние лет 15-20 цифры по безработице не менялись: несмотря на падение или рост экономики, официальный уровень безработицы составлял около 5%. И это несмотря на массовую ликвидацию многих предприятий и даже целых отраслей! На конец марта текущего года в стране числилось 442,6 тыс. безработных и уровень безработицы оценивался в 4,8%.
Однако и эти цифры будут расти. Так, по словам акима Алматы Бакытжана Сагинтаева, если до карантина уровень безработицы в Алматы был 5,1%, то после карантина он вырастет и, «возможно, мы дойдем до уровня 15-16%». В свою очередь, МВФ прогнозирует увеличение безработицы в стране до 7,8%.
Чрезвычайное положение и карантин, когда в стране вынужденно закрываются многие предприятия и практически все субъекты МСБ, ведут к сокращению трудовой занятости населения. В случае, если ситуация на сырьевых рынках в течение полугода не изменится, то за счет стагнации в промышленности и ряда видов услуг нужно ожидать дальнейшего спада экономики. Но если в Министерстве нацэкономики РК предполагают, что ВВП по итогам 2020 года сократится на 0,9% (до $155,5 млрд), то в Азиатском банке развития и Всемирном банке не столь оптимистичны и прогнозируют, что рост ВВП РК сократится до 1,8% и на «целых 3%» соответственно.
В различных сферах экономики страны в 2019 г. было занято 8,8 млн человек, или 66,7% от населения в возрасте 15 лет и старше, но регулярные пенсионные и социальные отчисления делают около 6,6 млн человек. Отметим, что статистика включает в число работающих и так называемых самозанятых. К этой категории, по данным министерства здравоохранения и социального развития, относится 2,3 млн человек. Фактически они являются безработными, однако в центры занятости не обращаются не только из-за сложности регистрации и низкой величины пособия, но и потому, что не видят реального содействия в трудоустройстве. Они сами подыскивают себе работу без всякого оформления. Как правило, у них нет стабильного заработка, и доходы нередко не дотягивают до прожиточного минимума.
Намеренно искажая статистику на рынке труда (по международной методологии самозанятые должны рассматриваться как безработные), ограничивая пособие по безработице крайне низким размером, власти убивают сразу двух зайцев. Фиксируют официальный уровень безработицы (который рассчитывается в зависимости от числа обратившихся в центры занятости) на низком уровне и экономят на выплатах по безработице.
По информации министерства труда и социальной защиты населения, количество потерявших работу из-за коронавируса может вырасти до 2,9 млн человек (свыше 30% всех занятых). При этом ведомство поясняло, что «такое количество оставшихся без дохода казахстанцев может произойти в случае введения карантина во всех городах страны». Сегодня ограничительные меры действуют во всех регионах республики.
Безусловно, для вывода республики из кризисной ситуации и подъема производства необходимо активное участие государства. Правительству важно пересмотреть и правильно выставить свои приоритеты при расходовании и бюджетных средств, и средств Нацфонда. Необходимо поддерживать предпринимателей, уменьшать налоги на частную предпринимательскую деятельность, облегчить бремя кредитов. Тогда можно будет повысить ВВП, сократить издержки производства в частности и долю теневой экономики в целом.
Для решения проблемы безработицы Кабинетом министров разработана новая Дорожная карта занятости, на реализацию которой предусмотрен 1 трлн тенге. Речь идет о строительстве и ремонте социальных объектов, дорог, инженерных сооружений и объектов ЖКХ. В своем выступлении на заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению 10 апреля К.-Ж. Токаев отметил, что «критически важно, чтобы выделяемые средства не ушли в песок, как это бывало много раз».
Всего власти страны планируют создать свыше 240 тыс. рабочих мест. В основном они рассчитаны на сельскую молодежь, которая официально или неофициально подрабатывала в городах. И это понятно. Из-за упадка сельскохозяйственной отрасли сельчане мигрируют в города в надежде на предоставляемые там возможности. При возвращении в свои регионы и участии в проектах Дорожной карты занятости им будут выплачены подъемные в сумме 85 тыс. тенге, и они каждый месяц будут получать заработную плату.
Однако кардинально эта Дорожная карта – как и предыдущие – проблемы безработицы не решает и направлена на очередное «тушение пожара». Напомним, что начиная с 2011 года в Казахстане действуют или действовали различные программы занятости населения, на реализацию которых из республиканского бюджета потратили около 800 млрд тенге! Многие участники этих программ вынуждены были переучиваться по несколько раз и где результат?
Вот и в новой Дорожной карте практически все (до 95%) из запланированных работ – временные. Постоянной работой после завершения программы будут обеспечены лишь 13 тыс. человек. Разве можно это назвать реальной программой решения проблемы безработицы в стране? А вот, к примеру, восстановление сельского хозяйства, которое всегда было одной из основных отраслей экономики республики, не только уменьшит численность безработных, но и принесет значительные средства в государственный бюджет.
Минтруда рассчитывает на меморандумы по сохранению рабочих мест, заключенные между акиматами и работодателями, но меморандумы – это всего лишь соглашения о намерениях. Они не обязывают работодателей их выполнять и уходить в убытки, беря кредиты на выплату зарплат. Проблема безработицы плотно увязана с ростом общей экономической активности в стране, но для ее достижения государству, в частности, необходимо заняться минимизацией всех коррупционных, административных, налоговых и прочих рисков, а также расширением доступа к рынкам сбыта.