Философ из Бонна Маркус Габриэль рассматривает нынешнюю ситуацию в более широком контексте как возможность переосмыслить наше место в мире: «Если мы будем продолжать действовать как и прежде, то после нынешней эпидемии нас ждут гораздо более тяжелые кризисы». Текст перевода из сайта centerforpoliticsanalysis:
Мировой порядок пошатнулся. В масштабах всего мира невидимый невооруженным глазом распространяется вирус, истинных масштабов которого мы не знаем. Никто не знает, сколько людей уже заболело коронавирусом, сколько еще умрет, когда мы разработаем вакцину и т.д. Кроме того, никто не знает, какое влияние на экономику и демократию окажут нынешние радикальные меры панъевропейского чрезвычайного положения.
Коронавирус — это не просто инфекционное заболевание, а вирусная пандемия. Слово «пандемия» происходит от древнегреческого и означает «весь народ». Действительно, затронуты все люди, а все люди одинаковы. Но это именно то, чего мы еще не осознали, если все еще верим, что сейчас имеет смысл запирать людей в пределах национальных границ. Каким образом на вирус должно произвести впечатление, что граница между Германией и Францией закрыта? Почему Испания должна быть отделена от других стран, чтобы сдержать вирус?
Что ж, ответ, который был дан, таков: потому что системы здравоохранения являются национальными, и государство должно заботиться о больных в пределах своих границ. Это правда, но это также и проблема. Потому что пандемия затрагивает всех. Это доказывает, что все мы связаны невидимой связью, фактом нашей человечности. Перед вирусом все равны. Да, и до появления вируса все люди вообще-то были людьми, то есть животными определенного вида, которые являются переносчиками смертельной для многих заразы.
Чего хочет вирус?
Коронавирус раскрывает системные слабости доминирующей идеологии XXI века. Прежде всего, ошибочное убеждение в том, что мы можем достичь цивилизационного и морального прогресса только посредством научно-технического прогресса. Это ошибочное мнение заставляет нас верить в то, что ученые могут решить наиболее общие социальные проблемы. Теперь коронавирус это должен доказать всем. Да, мы должны проконсультироваться с вирусологами. Только они могут помочь нам изучить и сдержать вирус, чтобы спасти человеческие жизни. Но кто будет их слушать, когда нам скажут, что более двухсот тысяч детей ежегодно умирают от вирусной диареи, потому что у них нет чистой воды? Почему никого не интересуют эти дети?
К сожалению, ответ ясен: потому что их нет ни в Германии, ни в Испании, ни во Франции, ни в Италии. Но это тоже не правда. Потому что они находятся в европейских лагерях беженцев, чтобы избежать несправедливой ситуации, в которой мы частично виноваты благодаря нашей системе массового потребления.
Без морального прогресса нет реального прогресса. Пандемия учит нас этому, несмотря на повсеместные расовые предрассудки. Дональд Трамп стремится классифицировать вирус как китайскую проблему; Борис Джонсон считает, что британцы могли бы решить эту проблему методами социального дарвинизма и создать евгенически стадный иммунитет. Многие немцы считают, что наша система здравоохранения превосходит итальянскую, поэтому немцы будут лучше решать проблемы. Опасные стереотипы, наивные предрассудки.
Вакцина против психического яда
Мы все в одной лодке. Но в этом нет ничего нового. Потому что XXI век — это уже пандемия, дитя глобализации. Вирус лишь показывает то, что было давно ясно: что нам нужна совершенно новая идея глобального просвещения. Здесь можно взять выражение Питера Слотердайка и переформулировать его: «Нам не нужен коммунизм, нам нужен ко-иммунизм». Для этого мы должны получить прививку от духовного яда, который разделяет нас на национальные культуры, расы, возрастные группы и классы, конкурирующие друг с другом.
Европе солидарно предпринимает беспрецедентные меры по защите больных и пожилых. С этой целью мы запираем детей, закрываем образовательные учреждения и укрепляем скорую помощь. Во все это инвестируются миллиарды евро, чтобы впоследствии оживить экономику. Однако если после вируса мы продолжим действовать, как раньше, то нас ждут гораздо более серьезные кризисы: еще более опасные вирусы, появление которых мы не можем предотвратить; продолжение экономической войны с Соединенными Штатами, в которой сейчас находится ЕС; распространение расизма и национализма в борьбе с мигрантами, которые бегут к нам, потому что мы снабдили их палачей оружием и военными химическими технологиями. И давайте не будем забывать: климатический кризис, который намного хуже любого вируса, потому что является результатом медленного самоуничтожения человечества. Все это лишь ненадолго ушло в тень в связи с эпидемией коронавируса.
Мировой порядок и до вспышки коронавируса не был нормальным, он уже был смертельным для нас. Почему мы не можем инвестировать миллиарды, чтобы изменить нашу мобильность? Почему нельзя использовать цифровизацию для проведения бессмысленных встреч на которые бизнес-руководители летают на частных самолетах, в Интернете? Когда же мы наконец поймем, что очень опасный коронавирус вполне безвреден по сравнению с суеверием о том, что наука и техника способны решить все проблемы современности? Это обращение ко всем нам, ко всем людям, а не только к нам, европейцам: нам нужно новое просвещение, каждый человек должен быть этически образован, чтобы мы могли осознать гигантскую опасность, которая заключается в слепом следовании за наукой и техникой.
Конечно, мы поступаем правильно, выделив на борьбу с вирусом все имеющимиеся в нашем распоряжении средства. Вдруг возникла гражданская солидарность, пошла моральная волна. Это хорошо. Но в то же время мы не должны забывать, что за несколько недель мы прошли путь от популистского презрения к научной экспертизе до чрезвычайного положения, которое мой нью-йоркский друг метко назвал «наукоемкой Северной Кореей».
Инфекционные цепи коммунизма
Мы должны выявить цепи заражения глобальным капитализмом, который разрушает окружающую среду и оглупляет граждан национальных государств, чтобы все мы превратились в непрерывных туристов и потребителей товаров, производство которых в долгосрочной перспективе убьет больше людей, чем все вирусы вместе взятые. Почему медицинский, вирусологический взгляд вызывает солидарность, а не философский взгляд, что единственный выход из суицидальной глобализации — это мировой порядок, выходящий за рамки противоборствующих друг с другом национальных государств, движимых бессмысленной логикой экономического роста? После пандемии вируса нам нужна метафизическая пандемия, собрание всех народов под всеохватывающей небесной крышей, пандемия, от которой мы никуда не сбежим. Мы живем и остаемся жить на земле, мы смертны и уязвимы. Так давайте же станем гражданами Земли, космополитами метафизической пандемии. Все остальное нас уничтожит, и ни один вирусолог нас не спасет.